Пасхальные находки археологов: какие предметы из прошлого связывают с традициями праздника

Нательные кресты, образок и фарфоровая курочка относятся к XVIII–XIX векам. Они были обнаружены в центре города. Сейчас их ждет реставрация.

Во время археологических исследований на территории Заяузья (Яузская улица) специалисты обнаружили старинный литой образок конца XVIII века, украшенный многоцветной стекловидной эмалью, и три нательных узорчатых креста. А на Усачевой улице археологам удалось найти нижнюю часть фарфоровой фигурки курочки XIX века, у лап которой лежит несколько разноцветных пасхальных яиц.

«Традиционно в преддверии праздника Светлой Пасхи мы рассказываем о находках столичных археологов, связанных с православием. Чаще всего это нательные кресты разных размеров, форм и материалов и другие предметы личного благочестия. В этот же раз специалистам удалось обнаружить предмет, связанный скорее со светским осмыслением этого светлого праздника. Найденный фрагмент фарфоровой курочки показывает, как православные традиции внедряются в повседневную жизнь и пасхальными становятся даже модные в то время фарфоровые фигурки»,— отметил руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.

Бронзовую иконку археологи обнаружили в слое XVIII века на Яузской улице вместе с тремя фигурными нательными крестами из цветного металла. Они отличаются высоким качеством и детальной проработкой элементов, но изготовлены из цветного металла, а не из серебра. Это позволяет сделать вывод, что находки принадлежали горожанам со средним достатком. Фактически они были бюджетными репликами дорогого изделия.

Нательные кресты во время раскопок обнаруживают достаточно часто. Среди предметов личного благочестия это самые распространенные археологические находки. Это связано с тем, что кресты имелись у большинства людей того времени вне зависимости от уровня достатка и происхождения. Их всегда носили при себе, а значит, обронить, оставить или потерять крестик можно было в любом месте. Из-за этого подобные находки встречаются при работах на самых разных территориях: от парковых зон и оживленных улиц до подвалов городских домов.

Литые образки встречаются куда реже, так как они связаны с индивидуальным выбором иконы-покровительницы конкретного человека. Недавняя находка столичных археологов — один из таких примеров. Она представляет собой искусно выполненную вершковую нательную икону, названную так из-за своего размера, соответствующего старинной единице измерения — вершку, равному 4,4 сантиметра. Даже крепление иконы на шнур — оглавие, изготовленное в форме квадрата, украшено изображением Спаса Нерукотворного. В центре иконы — Святая Троица. Поверх бронзовой литой основы нанесена многоцветная стекловидная эмаль, а сама композиция вписана в широкую рамку с повторяющимся текстом «Святая Троице, Слава».

Икона «Святая Троица» — это видимое изображение Бога в трех лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Святая Троица воплощает триединого и непостижимого Бога, символически представленного в виде трех ангелов, восседающих за столом под дубом с тремя чашами. Традиция носить нательные иконы такая же древняя, как и ношение крестов. Она пришла на Русь из Византийской империи.

А светская мода на фарфоровые декоративные статуэтки, выполненные по мотивам библейских сюжетов или связанные с религиозными праздниками, появилась намного позже — в XIX веке. Изначально их приобретала лишь знать, но постепенно мода на фарфор распространилась среди обычных горожан.

С возросшей популярностью фарфора расширился и круг сюжетов, которые мастера старались изобразить в своих скульптурах. Так, к концу XIX века Пасха как один из самых значимых праздников тоже стала служить вдохновением для мастеров, работающих с этим материалом.

Найденный во время работ на Усачевой улице фрагмент фарфоровой курочки — один из примеров такой тематической статуэтки. Археологам удалось найти ее нижнюю часть, где, кроме куриных лапок, явно можно увидеть несколько разноцветных пасхальных яиц.

При этом клеймо на этой статуэтке отсутствует, а покрытие из цветной глазури и детали фигурки не отличаются тонкостью проработки. Это позволяет сделать вывод, что подобного рода изделия производились на небольшой фабрике и были доступны широкому кругу людей, которые могли приобрести их, например, для украшения пасхального стола или интерьера.

Сейчас эти находки находятся у реставраторов. После того как будет выполнен весь комплекс работ по сохранению, их передадут в музейный фонд. Всего за последние 13 лет археологи обнаружили более 100 тысяч артефактов. Свыше 33 тысяч из них уже передано в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить