Музей Транспорта Москвы получит новое здание

Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 16 июня 2023 года в зале «Медиацентр» Ситуационного центра города Москвы (Москва, Вознесенский пер., д. 22) состоялась пресс-конференция посвященная реставрации и приспособлению гаража Константина Мельникова под современное музейное пространство

В столице отреставрируют объект культурного наследия регионального значения - гараж для грузовых машин архитектора Константина Мельникова, построенный в 1929-1931 годах. Он расположен по адресу: ул. Новорязанская, д. 27, строения 1, 3. В конце 2024 года в историческом здании планируется открыть постоянную экспозицию Музея транспорта Москвы. Соответствующее постановление подписал Сергей Собянин.
Музей транспорта Москвы будет находиться в пешей доступности от крупнейшего в России транспортно-пересадочного узла - площади трех вокзалов. Сейчас проводится комплексное благоустройство территории, прилегающей к музею. В рамках этих работ будут расширены тротуары и организованы парковочные места для велосипедов, а напротив входа в учреждение появится остановка наземного городского транспорта.
Рядом с музеем разместится «Депо. Три вокзала» - новое общественное пространство, включающее фуд-молл, бизнес-кластер, а также предприятия торговли, гастрономические проекты, кинопаркинг.

Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 2Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 3Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 4
Музей Транспорта Москвы обладает крупнейшим собранием исторической городской техники. В фондах музея находятся более 250 экспонатов - легковых и грузовых автомобилей, такси, автобусов, троллейбусов, машин городских служб, легендарные «полуторки» и «трёхтонки», вело- и мототехника.
Количество и качество собранных экспонатов ставят коллекцию Музея Транспорта Москвы в один ряд со знаменитыми транспортными музеями мира в Люцерне, Лондоне, Нью-Йорке и Пекине.
Участие в пресс-конференции приняли:
- Бондаренко Оксана Александровна, директор Музея Транспорта Москвы;
- Григорян Юрий Эдуардович, сооснователь и руководитель архитектурного бюро «Меганом»;
- Кондрашов Леонид Викторович, первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главный археолог города Москвы;
- Кузнецов Сергей Олегович, главный архитектор Москвы;
- Воронцова Наталья Алексеевна, главный архитектор Музея Транспорта Москвы.
Гараж на Новорязанской улице был построен в 1931 году по проекту архитектора Константина Мельникова и предположительно инженера Владимира Шухова. Из-за небольшого размера и клиновидной формы участка здание гаража было решено возвести в форме подковы, вдоль изгиба которой расположили парковочные места для грузовиков. Это позволило компактно разместить максимальное количество автомобилей, а также обеспечить их беспрепятственный выезд на Новорязанскую улицу. Главный фасад здания выполнили в виде нескольких кирпичных выступов. В торце каждого выступа располагалось по паре ворот для разнонаправленного движения транспорта. В 1948–2015 годах в гараже Мельникова находился 4-й автобусный парк Мосгортранса.

Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 5Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 6Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 7Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 8
Как сообщила О.А. Бондаренко: «По поручению заммэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова мы начали разработку действительно уникального с точки зрения мирового опыта создания музеев проекта: обычно сначала строится здание музея, а затем музейные проектировщики создают экспозицию, вписывая ее уже в готовое пространство. Нам представилась уникальная возможность с момента создания концепции музея и в последующем проекта реставрации и приспособления работать одновременно в одной группе с архитекторами и музейными проектировщиками, создавать музей в тесном взаимодействии, при котором наполнение музея становится важной вводной и влияет на архитектурные решения, и при этом все решения должны быть в рамках предмета охраны. И в то же время архитекторы корректируют решения музейных проектировщиков. То есть это постоянная работа в синергии трех больших блоков: сохранение памятника - обустройство экспозиции - архитектура здания».
Она также рассказала об устройстве постоянной экспозиции. Экспозиция будет посвящена становлению и развитию транспортной системы городского сообщения в Москве. Здесь представят 52 экспоната: автобусы, трамваи, троллейбусы, электробус, городскую спецтехнику, грузовые и легковые автомобили, гужевой транспорт, а также полноразмерные неходовые макеты важного в истории Москвы транспорта, экземпляры которого не сохранились до наших дней - их созданием, в том числе, сейчас занимается музей.
Вся ретроспектива истории наземного транспорта будет представлена на 1 уровне музея. Объекты наземного транспорта будут дополнены коллекцией артефактов и инсталляциями, раскрывающими их технологический, урбанистический и исторический контекст.
Что же касается подземного этажа в гараже, там будет развернута часть постоянной экспозиции, посвященная истории московского метрополитена, включая яркие экспонаты, сами вагоны Метрополитена, являющиеся центром этого пространства. Посетителям представится возможность изучить вагоны со всех сторон с помощью специально организованного приямка, исследовать вагоны внутри и взаимодействовать с интерактивными инсталляциями.
Проект реставрации, разработанный архитекторами Юрием Григоряном и Борисом Савиным, предусматривает возвращение зданию исторического облика. В частности, будут восстановлены скошенные фронтоны, световой фонарь и утраченные ленточные наклонные витражи, формирующие абрис кровли. Также планируется разобрать поздние хозяйственные постройки и перегородки, искажающие оригинальный образ памятника архитектуры.
По словам Ю.Э. Григоряна, в планах и реставрация кирпичных фасадов: сейчас закладывают поздние проемы, воссоздают по обмерным чертежам верхние ряды кирпичной кладки и карнизы, страдавшие от постоянного намокания в течение 80 лет: «Строили гаражи из недорогих материалов. Кладка сейчас восстанавливается под руководством реставраторов, основные потери в верхних частях – там, где она начинала разрушаться, закладываются поздние проемы».

Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 9Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 10Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 11Музей Транспорта Москвы получит новое здание - фото 12
При реализации такого рода проекта, как здание Музея Транспорта Москвы, перед его командой стоит две важные задачи: выполнение всех технических условий, которые обеспечат полноценно функционирование музея, и сохранение уникальности памятника.
«У меня особое уважение к коллегам, которые занимаются объектами конструктивизма, которым является гараж Мельникова, так как строительные материалы того времени оставляют желать лучшего, и работа должна вестись с невероятной аккуратностью. Коллеги предоставили нам интересные решения, которые учитывали полностью специфику этого объекта. Мы и дальше продолжим взаимодействие и мотиноринг выполнения утверждённых работ и уверены, что под нашим контролем этот проект будет воплощён в жизнь», - отметил Л.В. Кондрашов.
В свою очередь С.О. Кузнецов подчеркнул: «Проект реставрации гаража Константина Мельникова под Музей Транспорта Москвы сравним по значимости с трансформацией ГЭС-2. Вообще надо сказать, что мало где в мире строится столько культурных объектов, как в Москве. Мэр Сергей Собянин активно поддерживает развитие так называемой «третьей функции» в городе - объектов спорта, культуры, досуга. Самые крупные музейные институции - Третьяковка, Пушкинский музей, ВДНХ расширяют площадки, модернизируются. Каждый такой проект оказывает влияние на весь город в целом, и новое пространство на Новорязанской улице также даст мощный импульс».

Сергей Козлов

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить