Интервью с А.Л. Маршаком: навстречу суверенному образованию

Интервью с А.Л. Маршаком: навстречу суверенному образованию - фото 1Система образования – животрепещущий вопрос многих людей. Корреспондент журнала ЭкоГрад встретилась с доктором философских наук, профессором социологии, Почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации и главным научным сотрудником Института социологии РАН Маршаком Аркадием Львовичем, чтобы обсудить, что можно сделать для усовершенствования системы высшего образования в России

Что служит исходным моментом совершенствования системы образования в России?
Освободившись от необходимости «болонизации» учебного процесса, высшая школа в России выстраивает свой собственный путь развития, становится суверенным образованием.
Исходным моментом совершенствования системы образования служат данные социологических опросов. Директор Института социологии РАН Горшков М.К. отмечает, что число сторонников самобытности пути развития составляет 78,3%. Каждый второй из пяти респондентов полагает, что мы должны «жить своим умом» и не должны копировать опыт других стран.
Как закрепить современные знания у студентов?
В целях закрепления современных знаний, умения инновационно мыслить следует решительно отказаться от практики ЕГЭ, перейти к проверенной системе и традиционной форме устно-письменных ответов. При этом категорически запретить во всех формах отечественного образования тестовую проверку знаний и тестовое обучение.
Как следует провести категоризацию вузов?
Провести срочную категоризацию вузов на основе качественно-количественного наличия преподавателей высшей квалификации – кандидатов наук (доцентов), докторов наук (профессоров), применения инновационных методов обучения, наличия спецкурсов, лабораторий, специального электронно-вычислительного оборудования в количестве, доступном студентам, три категории учебных заведений. Институт – с правом подготовки бакалавров за 4 года обучения. Академия – с правом подготовки магистров на базе бакалавриата и наличия аспирантуры. В установленном порядке разрешить формирование диссертационных советов для присуждения ученой степени кандидата наук. Университет – с правом подготовки кадров всех степеней на базе всех форм обучения, формирование диссоветов с правом окончательного (без подтверждения ВАК) присуждения искомой степени кандидата и доктора наук. В университетах сосредоточить научно-исследовательскую деятельность по актуальным проблемам науки и задач развития основных отраслей хозяйства, безопасности, культуры.
Как сформировать у выпускников высшей школы уровень современного интеллектуального развития?
С учетом того, что высшая школа должна вести не только подготовку высококвалифицированных кадров, но и формировать у выпускников высшей школы уровень современного интеллектуального развития, усилить гуманитарную подготовку. Воссоздать во всех учебных заведениях упраздненные кафедры гуманитарного цикла: философии, политологии, социологии, культурологии. Поручить профессорско-преподавательскому составу этих кафедр формировать современные знания по профилю своих наук, вести среди студенчества методами высшей школы идейно-воспитательную и патриотическую работу.
Вернуться к практике восоздания Институтов повышения квалификации (ИПК )на базе университетского образования, способствовать созданию ИПК в отраслевых министерствах и ведомствах. В системе ИПК предусмотреть обязательное гуманитарное образование по актуальным проблемам общественного развития.
Следует ли перейти повсеместно на бюджетную форму финансирования высшего образования?
В рамках возможностей и с учетом социального государства за ближайшие годы перейти повсеместно на бюджетную форму финансирования высшего образования. При этом способствовать развитию целевой подготовки кадров с оплатой за обучение со стороны конкретного предприятия или ведомства.
Практиковать различные формы распределения выпускников вузов с обязательной отработкой установленных договорными соглашениями сроков, но не более трех лет.
Активизировать практику предоставления льгот по оплате, обеспечения жильем, медицинским обслуживанием и другими видами закрепления на местах работы молодым специалистам. В ближайшее время перестроить систему подготовки кадров через аспирантуру и докторантуру с учетом введенных новых требований к экспертным оценкам диссертационных трудов, подготовленных на основе научного доклада.
Представляется, что такой подход будет способствовать формированию суверенного образования, позволит вывести страну на передовые позиции мировой цивилизации.
Реализация предложенных изменений потребует определенную переквалификацию кадров. Эта работа должна проходить известным в системе образование способом, через аттестацию наличного профессорско-преподавательского состава, то есть через ту форму, которая является привычной для сотрудников данного вуза.
Необходимо ли переквалификация кадров?
Уже сегодня, когда в высшей школе повсеместно читается курс «Основы российской государственности», возможно начать аттестацию, анализируя и давая оценку методам, которыми пользуется тот или иной преподаватель. Так мы считаем, что изложение материала курса «Основ» должно быть максимально социологизировано. Это значит, что каждое положение, которое озвучивает преподаватель, необходимо подкреплять данными социологии и иллюстрировать социальными фактами. В ходе изложения «Основ» преподаватель должен умело использовать дидактические наработки педагогики высшей школы, опираться на иллюстративный материал при помощи компьютерных технологий, включать экскурсионный метод, активно опираться на историографические источники, художественную литературу.
Изложение курса должно носить полемический характер, пробуждать у аудитории не только активное восприятие, но и желание дискутировать, что должно осуществляться в ходе семинарских занятий, предусмотренных программой курса.
Как нам представляется, таким образом можно решить первоначальные задачи переподготовки кадров и сделать первые шаги на пути формирования нового содержания суверенного образования. Дорога к достижению этих целей расчищена. Дело корпуса профессорско-преподавательского состава – достойно пройти этот путь, создать образование адекватное великой России.

Интервью с А.Л. Маршаком: навстречу суверенному образованию - фото 2Натали Якобсон

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить