Счет природе

Счет   природе - фото 1Обсуждается соотношение цели и средства Природы: «вечность» феномена жизни и стихийные механизмы индивидуальной смерти. Цель человека – снять эти стихийные механизмы гармоничным регулированием

Многие русские народные сказки имеют одинаковый конец: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день». Ничего себе счастье – вместе умереть. Не пора- ли предъявить Природе счет?

         С позиции гармонологии (науки о гармонии в системе природа-человек-общество) [1] жизнь человека трактуется на основе гармонического разрешения противоположности смерть-бессмертие – через «вечность» феномена жизни человечества в целом и конечность индивидуальной жизни. Человек выступает, образно говоря, посланцем «вечности». Ибо смысл его существования - жизнетворение - с тем, чтобы обеспечить путем воспроизводства «вечность» существования человечества в целом.

         Природа следующим образом   решает проблему соотношения цели и средства развития.   Цель – «вечность» жизни, средство – конечность индивидуальной жизни. С точки зрения индивида это средство трудно назвать «чистым».   Но если цель - сохранение жизни, то, возможно, цель оправдывает средства? Вопрос дискуссионный.

Здесь возникает следующий парадокс. Сохранение феномена жизни отвечает экологической этике. А средство реализации «вечной» жизни – смерть индивида – не этично. Парадокс разрешается, если рассматривать две этики: этику Природы и этику человека. Для первой главная ценность – «вечность» ее жизни (в том числе, жизни человечества как части Природы); для второй – наибольшая продолжительность жизни человека.

         Природа «отказалась» от бессмертия индивидуальной жизни. Ибо оно означало бы «переполненность» Земли жизнью и, как следствие, полное исчерпание жизненных ресурсов и прекращение жизни. Для этого она выработала стихийные механизмы индивидуальной смерти, реализуемые с помощью бактерий, вирусов, стихийных бедствий и др. А главное, она выдвинула человека с его разумом. Цивилизация «сняла» некоторые из стихийных механизмов регулируемым развитием. Имеются ввиду наука, медицина, здравоохранение, гигиена и т.п. Заметим, что регулируемое развитие есть гармонического разрешение противоположности стихийное-управляемое развитие [2]. При этом сочетаются: невмешательство в механизмы естественной смерти, с одной стороны; и предотвращение преждевременной смерти, с другой (лечение болезней, рост качества жизни и др.).

К сожалению, разум оказался не достаточным механизмом регулирования смертности (как и вообще жизни человечества в целом [1]). Яркое свидетельство этого – феномен суицидности, неизбежный спутник предыстории человечества [1].   Бывает, что человек утрачивает смысл своей жизни. Как правило, это происходит из-за неблагополучия социальной среды его жизни (политика государства, не признание его социальной значимости, семейные отношения, бытовые неурядицы и т.п.), а также из-за болезней. Он не хочет больше жить - ходячий мертвец.   Но легальных средств ухода из жизни нет. Человек страдает. И часто вынужден прибегнуть к последнему средству – суициду.

Возможно, здесь мы вправе предъявить счет Природе: почему она не выработала более гуманные средства регулирования смертности? Есть же «счастливчики», которые умирают во сне. Почему этот способ не распространить Природе на весь род человеческий? Когда запас жизненных сил человека (в терминах гармонологии [1], запас витального капитала) исчерпан? Природа переручила решить эту проблему человеческому разуму. Но он ее пока не решил. Эвтаназия не признается как способ решения проблемы регулирования смертности.

Одна из главных целей цивилизации – дальнейшее совершенствование механизмов регулирования   смертностью с целью роста продолжительности деятельной жизни.

         Вероятно, уже в ближайшем будущем следует ожидать новых технологий, существенно увеличивающих продолжительность жизни. Но вмешательство в естественные механизмы старения ведет к определенным «опасностям». В рамках либерального общества это будет «таблетка от старости» лишь для «золотого миллиарда», что лишь усилит существующие противоречия в нашем несовершенном мире.

Проблема «вечности» жизни решается с этических позиций, упираясь в проблему эволюционного качества человека.   Требуемая траектория развития - от «HomoSapiens» к «Человеку Гармоничному» [1]. В «Человеке Гармоничном» разрешена противоположность разум – чувство. Еще Ж. Ж. Руссо, первооткрыватель духовной культуры Запада, писал в «Исповеди»: «Я чувствовал раньше, чем мыслил… Чувство не только предшествует разуму, но и преобладает над ним: если разум составляет основное свойство человека, чувство им руководит… лучший человек, кто лучше и сильнее других чувствует».

         Чрезмерное возвышение разума, не сопряженное с этикой, обусловило техно-гуманитарный дисбаланс -   отставание гуманитарной   составляющей развития от техногенной. В этом одна из главных причин неблагополучия современного мира. Эволюционное качество человека отстает от уровня развития материального производства. А рост последнего определяется именно ростом человеческого разума. Гуманитарное развитие более консервативно, чем материальное.

         Вся предыстория человечества протекала под знаком техно-гуманитарного дисбаланса. Что такое войны и революции? Это – низкое эволюционное качество правящей политической элиты, ее неспособность разрешить имеющиеся в мире противоположности на основе компромисса (в идеале, гармонии). Что такое социальное расслоение? Это –низкое эволюционное качество экономической элиты, ее неспособность снять противоположность богатые-бедные.

Новое измерение техно-гуманитарный дисбаланс приобретает в современную эпоху ракетно-ядерного оружия. Яркое свидетельство этому – происходящая на наших глазах легализация ядерной войны. Создание такого оружия означает необходимость поднять международные отношения на новый уровень – от противостояния к разумному компромиссу (в идеале, разумной дружбы) [1].

Природа предусмотрела возможный вариант тупика цивилизации всеобщей дисгармонии. Ею «изобретены» способы возможной гибели человеческой цивилизации: делящиеся элементы, залежи их руд, реализован термоядерный синтез на солнце. Для самосохранения цивилизации требуется определенное поведение: следование установкам гармонии и всем естественным законам эволюции [1] . Если же антропогенный фактор исказит естественную траекторию развития, то будущее мира становится не определенным. Это демонстрирует современность. Войны противопоказаны естественным установкам гармонии. Эскалация войны на Украине и противостояние Запад – Россия угрожают применением ракетно-ядерного оружия, способного уничтожить цивилизацию.

Уже прозвучали первые звонки – свидетельства неблагополучия мира техно-гуманитарного дисбаланса. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Аварии на атомных станциях (Чернобыль, Фукусима). Ситуация в Украине - свидетельство низкого качества властных элит, не соответствующее эволюционным требованиям современности. Для Украины существовал путь евроссийства, государства нейтрального статуса – моста между Россией и Западом[1]. При этом Украина не входит ни в Европейский Союз, ни в Таможенный Союз. Но был выбран путь конфронтации с Россией. Примеров подобного рода достаточно.

Дальнейший технический прогресс, так называемые эксклюзивные технологии, могут усугубить ситуацию, углубить техно-гуманитарный дисбаланс, если он не будет сопровождаться необходимым ростом эволюционного качества человека. Недаром уже сейчас на некоторые разработки биологов наложено добровольное вето. Будущее мира «НomoSapiens»   неопределенно и находится под вопросом. Оно может просто не состояться. Будущее – за миром «Человека Гармоничного».

  

Литература

  1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.

2.   Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики.М., ЛЕНАНД, 2012.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить