Президентские выборы: почему необходим научный базис предвыборных программ ?

Президентские  выборы:  почему  необходим  научный  базис предвыборных программ ? - фото 1Доказывается необходимость научного обоснования предвыборных программ кандидатов в Президенты РФ на базе новых наук естественно-гуманитарного синтеза, изучающих систему природа – человек – общество. Ибо только наука дает объективное знание.

ПОСТАНОВКА     ПРОБЛЕМЫ

         Кандидаты в Президенты РФ уже известны. Автор уже обсуждал проблему научного обоснования программ кандидатов предыдущих   президентских выборов [1]. Рассматривалась также   стратегия развития России, обоснованная наукой ХХI века, а также ее соотношение с существующими программами думских политический партий, от которых в 2018 г. выдвигались кандидаты в Президенты [2,3]. Пришлось констатировать: ни один из прежних кандидатов в Президенты не обладал предвыборной программой, явно отвечающей науке ХХI века. Наука игнорировалась. А как сейчас в 2024 г.?

Но может быть, наука и не нужна. В этом отношении характерным было заявление директора Мосфильма К. Шахназарова (в телевизионной программе В. Соловьева, кажется, 10 декабря 2017 г.) о том, что имеется лишь один реальный кандидат в Президенты – наш национальный Лидер. А какая у него избирательная программа, К.Ш. совершенно не важно и не интересно. Он доверяет В. Путину. И все тут.

         Поразительно это слышать от деятеля культуры. Предвыборная программа не может не соотноситься с законами социоприродного развития, устанавливаемыми наукой. Ибо другого способа объективного прогноза будущего просто не существует. Социальное конструирование без научного регулирования, опоры на науку – прошлый век [2,4]. Как и прошлые идеологические догмы: капитализм, социализм, коммунизм, либерализм, консерватизм, социал-демократия и т.д. Все эти установки формировались тогда, когда не было ракетно-ядерного оружия, компьютеров, искусственного «интеллекта» и прочих технических новинок. В ХХI веке меняются приоритеты развития: центром становится человек, его гармоническое развитие, опережающий рост человеческого капитала. Экономика перестает быть целью, а становится средством – средством гармонизации человека, социума и его природного Дома [2,4,5]. Меняются и научные приоритеты: от естественных наук к наукам естественно-гуманитарного синтеза, изучающих систему природа – человек – общество и условия самосохранения цивилизации [4,6].

         Необходимое требование к предвыборным программам, по мнению автора, – основывать их на научном базисе современных наук естественно-гуманитарного синтеза. Это не означает, что сам кандидат в Президенты обязательно должен быть профессионалом в науке или разработчиком таких программ. Для этого ему нужно быть Национальным Лидером, что трудно достижимо в современном все усложняющемся мире.

Сниженное требование к кандидату – быть успешным управителем. Для этого желательно, чтобы он был профессионалом в области госуправления и прошел достаточный путь карьерного роста. Возможен и такой вариант. У кандидата большой организационный талант. И он способен собрать свою высоко профессиональную команду. Тем самым он устранит личные недоработки. Естественно, самым благоприятным был бы вариант синтеза в одном лице управителя и организатора. Большой вопрос: соблюдены ли эти условия в мире? И если нет, то хаос мирового развития лишь усугубится. Одна из главных глобальных проблем современности – смена элит: от элит стихийного (либерального) развития к элитам научно регулируемого развития.

         Основываясь на учении социогуманизма [8,9] и   гармонологии   [4], ранее были разработаны Социогуманитарный проект для России [10,11] и Манифест экосоциогуманизма [2]. Отталкиваясь от этих материалов и учитываю последующие авторские разработки, дадим научный базис гипотетической предвыборной программы, имеющей обоснование естественно-гуманитарными науками ХХI века.

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОСТИ

    С позиции гармонологии [4] основные характеристики современного состояния страны таковы:

  1. Россия – составляющая часть мира предыстории. В нем задействованы диадная парадигма развития - «борьба противоположностей» и установка вульгарного материализма - «бытие определяет сознание».
  2. Россия – составляющая часть либерального мира дисгармонии. В нем не разрешено большинство противоположностей бытия. В их числе: разум – чувство, человек – природа, капитализм – социализм, богатство – бедность, естественные – гуманитарные науки, я – они, Россия - Запад и др.
  3. Ценностные установки либерализма: богатство, власть, свободы без сопряжения с обязанностями и др.
  4. Техно-гуманитарный дисбаланс: отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной.
  5. СВО, противостояние с Западом, рост ВПК, мир с позиции силы.
  6. Конкуренция   как двигатель прогресса.
  7. Экологическая политика как защита природной среды.
  8. Культура, как «вторая природа».
  9.  Приоритет естественных наук. Государственная программа РФ «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» не учитывает гуманитарный компонент развития. «Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» не включает науки естественно-гуманитарного синтеза, изучающие систему природа – человек – общество.

Ограничимся данным перечнем (подробнее см. [2,4,7-9]).

НАУЧНЫЙ БАЗИС ПРОГРАММЫ СОЦИОГУМАНИЗМА

Социогуманизм – строй, являющийся разрешение противоположности капитализм-социализм на основе гармонического синтеза их позитивных сторон. От социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ ее реализации – регулируемый рынок. Социогуманитарное государство - государство с регулируемой рыночной экономикой, ориентированной через систему налогов и социальную политику на гармоничное развитие человека. Форма собственности вторична – первично развитие человека.

Социогуманизм – более прогрессивный строй по сравнению с капитализмом и социализмом [8,9]. Он отвечает обществу человеческого развития, при котором происходит преимущественный   рост человеческого капитала. Человеческий капитал включает в себя составляющие: витальную (характеристика физического здоровья), интеллектуальную и духовную (характеристики человека как работника и носителя нравственности, соответственно).

Учение социогуманизма дает траекторию развития либерализм – интегрализм – социогуманизм. Сущность промежуточного интегрального строя – разного рода компромиссы между капитализмом и социализмом. Социогуманизм в глобальном масштабе отвечает гармосфере – сфере гармонии разума и чувств, человека и Природы, естественной и гуманитарной науки и др. [4].

         Учение социогуманизма является практическим приложением гармонологии – науки о гармонии в системе природа – человек – общество [4]. Гармонология трактует развитие на основе «триадной парадигмы» - на основе разрешения существующих в мире противоположностей путем рождения «нового», которое является гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. «Триадная парадигма» противопоставляется «диадной», рассматривающей развитие как «борьбу» противоположностей.

В противопоставлении с изложенными выше характеристиками современной России дадим соответствующие характеристики России, как социогуманитарного государства [4,8,9].

1.1. Задействованы триадная парадигма развития на основе гармонического разрешения противоположностей и установка социогуманизма «не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие».

  1. 2.Разрешены основные противоположности бытия:

- «богатство – бедность» через средний класс;

- «права-обязанности» через установку «права для лучшего выполнения обязанностей»;

- «экономическая свобода-социальная справедливость» через установку «экономическая свобода для социальной справедливости»;

- «общенародная-частная собственность» через коллективистские формы собственности;

- «рыночная-плановая экономика» через смешанную планово-рыночную экономику;

- « конкуренция – кооперация»   через конкуренцию кооператоров;

-   «природа – человек»   через гуманизацию окружающей среды;

- «противостояние – дружба» (в отношениях между государствами)   через «разумный компромисс», в идеале, « разумную дружбу».

1.3. Человек - главный стратегический приоритет ХХI века. Его гармоничное развитие предполагает переход от «человека социального» («человека экономического») к «человеку социально-духовному», от «HomoSapiens» к «Человеку Гармоничному». Ценности социогуманизма: жизнь – высшая ценность бытия, умеренность («все в меру»), достоинство, свободы в сопряжении с обязанностями и др.

1.4. Техно-гуманитарный баланс. Сопряженность естественной науки с этикой. ВПК, атомное и другое оружие не являются частью национального богатства.

1.5. Оптимизация международных отношений на основе «разумного компромисса». Учение о гармонии в системе природа – человек - общество как научная основа новой дипломатии. Компромисс эволюционно более продвинут, чем победа. Завершением СВО на Украине через механизм компромисса. Наблюдаемая легализация ядерной войны – свидетельство того, что установка «мир с позиции силы» исчерпала себя. Она снимается установкой «мир с позиции гармонии силы и разума».

1.6. Конкуренция имеет косвенное значение применительно к прогрессу, она лишь устраняет отсталые технологии. Кооперация, научно-технический прогресс – двигатели прогресса.

1.7. Сущность экологической политики – гуманизация природной среды с тем, чтобы сделать ее вторым Домом человека, удобным для проживания Гармоничное сочетание естественной и антропогенно измененной природной среды.

1.8. Культура как «вторая природа» включает «вторую природу прогресса» и «вторую природу регресса». К истинной культуре относится лишь «вторая природу прогресса». Она очеловечивает человека в противовес либеральной культуре расчеловечивания.

1.9. Приоритет наук естественно-гуманитарного синтеза, изучающих условия самосохранения и развития системы природа – человек – общество.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

         Современное состояние России отвечает установкам либерализма. В России утвердился капитализм. Возникает вопрос: каковы перспективы дальнейшего развития? Отметим два возможных варианта.   Первый - «улучшение» российского капитализма. Такой путь в целом предусматривает количественные изменения в рамках одного качества – капитализма. Развитие без качественных изменений, образно говоря, есть «эволюция роста». Другой путь– эволюционная траектория либерализм – интегрализм – социогуманизм. Данный путь отвечает качественным изменениям – «эволюции прогресса».

        

         «Улучшение» капитализма, как показывает история, лишь усугубляет существующие в мире противоречия. Капитализм без эксплуатации, без войн, царство справедливости – это «капитализм мечтателей», очередная утопия, не укладывающаяся даже в рамки здравого смысла. Коснемся лишь наиболее существенных аспектов западного мира, свидетельствующих о вырождении капитализма в целом.

1. Неразрешимость противоположности «техногенное – гуманитарное развитие», что обусловило техно-гуманитарный дисбаланс. Согласно нему имеет место отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной. В этом одна из главных причин неблагополучия современного мира. Данный закон можно отразить и формулировкой «сознание-бытийный дисбаланс», имея ввиду фактор отставания сознания от бытия. Указанные формулировки подразумевают, что эволюционное качество человека отстает от уровня развития материального производства. Гуманитарное развитие более консервативно, чем материальное. Обсуждать проблему развития в отрыве от гуманитарного прогресса не достаточно. С техно-гуманитарным дисбалансом связаны многие негативные явления современной цивилизации   (войны, расчеловечивание человека, естественная наука, не сопряженная с этикой и др. [4,8,9]).

2. Милитаризм и угроза ядерной войны. Причина этого - неразрешимость противоположности   Запад – Россия и их противостояние. На наших глазах происходит легализация ядерной войны. Создание ракетно-ядерного оружия – следствие одностороннего чрезмерного техногенного развития без сопряжения   с гуманитарным. Войны – неизбежный спутник предыстории человечества и мира либерализма [4].

3.Феномен ЛГБТ. Он вырос из движения за эмансипацию женщин. Чрезмерное его углубление и развитие перевернуло, согласно гармонологии [4], противоположность мужчина – женщина: мужчина стал «женщиной», а женщина – «мужчиной».   Данный феномен грозит миру апокалипсисом. Запад, где он процветает, движется к состоянию всеобщей дисгармонии - царству сатаны.

В силу изложенного констатируем: предвыборные программы, где предлагается «улучшение» капитализма, это «прошлый век». Они не отвечают эволюционным требованиям современности. И это независимо от того, каким   обширным и многообразным ни был бы комплекс мер по «улучшению» российского капитализма у разных кандидатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Будущие предполагаемые предвыборные программы кандидатов в Президенты РФ, по всей вероятности, не будут обладать необходимым научным базисом. Это следует из опыта предыдущих президентских выборов и имеющейся на сегодня информации в СМИ. Полагаю, в них будет предлагаться лишь   «улучшение» российского капитализма. Такие программы односторонни, не достаточны, качественно подобны. Принципиальных различий между ними не будет. Реальной же оппозиции на предстоящих президентских выборах сторонникам «улучшения» российского капитализма нет. Программы, ориентированные на возвращение к социализму, означают движение «назад» к эволюционно пройденному этапу развития и потому не состоятельны. Ибо крайности (капитализм и социализм) - регресс по сравнению с их гармоническим синтезом (интегрализм, социогуманизм).  

В идеале требуется выдвижение на выборах Национального Лидера,   который предлагал бы предвыборную программу с научным базисом   новых естественно-гуманитарных наук, изучающих систему природа – человек – общество. В условиях существующей избирательной системы это возможно лишь при наличии новой парламентской партии - истинно центристской партии социогуманизма как гармонического синтеза капитализма и социализма. Условия, необходимые для организации такой партии, уже обсуждались [2]. Отметим, что партия «Гражданская Инициатива», провозгласившая себя правоцентристской партией, имеет лишь косвенное отношение к истинному центризму.

Предстоящие выборы будут, по существу, политическим спектаклем с известным заранее финалом. Качественных изменений в социальную жизнь страны они не внесут. Все останется по прежнему:

- свободная рыночная экономика, преимущественно сырьевая, ориентированная на получение максимальной прибыли;

-       чрезмерное социальное расслоение;

-      либеральная культура расчеловечивания человека;

-       СВО на Украине и противостояние с западным миром; др.

Согласен ли с этим российский народ? У него нет возможности ответить на данный вопрос из-за отсутствия на президентских выборах реального оппонента действующей власти. Если демократия лишь форма, то зачем она нужна?

Цитируемая литература

         1. Голубев В.С. Президентские выборы: нужно ли научное обоснование          предвыборных программ. «Академия   Тринитаризма». М. Эл. №77-6567, публ. 24065, 15.12.2017.

         2. Голубев В.С. В поисках гармонии. М., ЛЕНАНД, 2022.

         3. Голубев В.С. России нужна новая политическая партия – партия с программой        развития, обоснованной наукой   XXI века. «Академия Тринитаризма». М. Эл. №77-6567, публ. 24226, 29.01.2018.

         4. Голубев В.С. Основы гармонологии, М., ЛЕНАНД, 2023.

         5. Голубев В.С. Дом, в котором чисто и светло. М., Энергия, 2008.

         6. Владимир Голубев. Наука ХХI века: новые приоритеты. Экономические стратегии, № 3, 2023.

7. Голубев В.С. Гармония спасет мир. М., ЛЕНАНД, 2017.

8.   Голубев В.С. Очерки экосоциогуманизма. М.. ЛЕНАНД, 2021.

9.   Голубев В.С., Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.

10. Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., ЛЕНАНД, 2012.

11.   Бушуев В.В., Голубев В.С., Коробейников А.А. и др. Будущее России: Социогуманитарный проект. М., ЛЕНАНД, 2011.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить