Новое естественно-гуманитарное образование

Новое    естественно-гуманитарное   образование - фото 1Необходимость обсуждения проблемы нового естественно-гуманитарного образования возникла у автора в связи со следующим обстоятельством. Учение социогуманизма – социальная теория, построенная дедуктивным методом: от общей теории эволюции к социуму и человеку [1]. Она имеет научно обоснованный базис, свой теоретический аппарат. Но это учение замалчивается (сознательно или нет?) в отличие от многочисленных, не выдерживающих элементарной научной критики построений и умозаключений (но не теорий) относительно траектории развития мира. Замалчивание имеет место и по отношению к другим естественно-гуманитарным наукам, изучающим систему природа – человек – общество ([2] и др., см. ниже)


Причина этого, по мнению автора, в следующем. Социология, политология и другие гуманитарные науки «оккупированы» представителями качественного знания. Гуманитарии не владеют аппаратом естественных и естественно-гуманитарных наук. Пожалуй, они даже не отличат интеграла от дифференциала. Поэтому естснственно-гуманитарные науки им не доступны, они не способны их полно познать и освоить.
В мировых и российских государственных структурах работают лица либо с гуманитарным, либо с естественным образованием. Поэтому принимаемые ими решения страдают односторонностью. В итоге мир идет по ложному пути [2,3]. Отметим две главных характеристик этого пути [2,3]. Первая: «диадная парадигма» развития как «борьбы» противоположностей, ведущая мир к войнам и глобальным противостояниям. Вторая: техно-гуманитарный дисбаланс (отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной), чем обусловлен весь негатив современного мира. Другие более частные характеристики мира стихийного развития – предыстории человечества [2] – будут рассмотрены ниже.
Качественное знание для целей изучения системы природа – человек – общество – это «прошлый век». На повестке дня – новое естественно - гуманитарное образование, базисом которого будут науки естественно-гуманитарного синтеза.. Кратко охарактеризуем этот базис.

Эргодинамика. Эта наука сформулирована и развита совместно с проф. В.В.Бушуевым [4-6]. Она изучает функционирование и развитие социоприродных систем с наиболее общих энергетических позиций. Эргодинамика является в определенном смысле распространением термодинамики на эволюционирующие системы. При этом имеется ввиду следующее. Второе начало термодинамики как принцип рассеяния энергии не описывает процесс развития, усложнения структуры эволюционирующих объектов, характеризуя не эволюционирующий мир. Между тем, если обратиться к основателю термодинамики Саади Карно с его книгой «О движущей силе огня», то получаем другую трактовку второго начала: превращение теплоты в работу сопряжено с переходом тепла от нагретого к холодному телу. При трактовке второго начала термодинамики на основе сопряжения процессов (а не как принцип рассеяния энергии) феномен жизни не противоречит второму началу. Движущей силой эволюции выступают изменения среды, которые могут быть вызваны как внешними причинами, так и внутренними – функционированием самой системы. Сама же эволюция выступает как средство сохранения внутреннего равновесия систем, неравновесных относительно вмещающей среды, при изменяющихся условиях среды.
Эргодинамика изучает феномен развития с самых общих энергетических позиций. Принципиальным моментом в ней является введение величины структурная энергия, которая в термодинамике не используется. Структурная энергия соотносится с работой природы или человека по формированию эволюционирующих объектов (эргопреобразователей ЭП) из простых веществ. Эргопреобразователями являются любые живые объекты и их системные совокупности – популяции, экосистемы, социумы. Существуют ЭП и в неживой природе (ряд систем минерало- и рудообразования). Поскольку в предмет эргодинамики, наряду с природой, включается и человек, и социум, то она является естественно-гуманитарной наукой. Естественно-гуманитарный синтез осуществляется на основе введения в эргодинамику феномена человека через величину структурной энергии человека – человеческого капитала.
Структурная энергия является потенциалом эволюционирующей системы: чем она больше, тем большую работу над вмещающей средой совершает система с целью своего самосохранения и развития. «Мир» энергий триадичен. Для его полной характеристики, наряду с кинетической и потенциальной энергией, следует использовать структурную энергию. Это - недостающая составляющая физической картины мира. Мир, в котором задействованы только кинетическая и потенциальная энергия, – это не эволюционирующий мир. В эволюционирующем мире дополнительно задействована структурная энергия.
Феномен эволюции, самоорганизации, прогресса относится лишь к системам, обладающим структурной энергией. Такого рода системы формируются в результате протекания не самопроизвольных сопряженных процессов – при подводе энергии. Она и совершает работу их образования из «простых» веществ. Поэтому эволюционирующие системы не равновесны относительно вмещающей среды и, поскольку обладают структурной энергией, находятся на более высоком уровне организации вещества. Разные формы движения материи – это, по существу, разные уровни структурной энергии систем.
Новации: трактовка второго начала термодинамики на основе сопряжения процессов; эргодинамическая теория социоприродной эволюции; структурная энергия; критерии эволюции.

Человековедение. Наименее разработанным компонентом в связке природа-человек-общество является проблема человека, которая является определяющей в познании мира. Мир в целом переживают острый социогуманитарный кризис – кризис человека и модели развития. Проявление этого кризиса – возникновение глобальных проблем, среди которых главные: разделение на богатых и бедных (стран мира, людей), загрязнение окружающей среды, гонка вооружений и войны, низкая рождаемость в развитых странах, падение культуры и др. В России кризис проявлен особенно остро. Согласно нашим расчетам, по индексу качества жизни, учитывающему (в относительных единицах) производство странового капитала (в составе физического, человеческого и социального его составляющих), страна занимает 73 место в мире. Особенно неблагополучно положение страны по индексу человеческого капитала – 162 место (расчеты относятся к 2007 г., но с тех пор принципиально мало что изменилось) [7].
Причина кризиса – глубокое и все углубляющееся несоответствие, разлад между материальным и идеальным, между уровнем технологического развития и качеством человека, между естественными и гуманитарными науками. Техно-гуманитарный дисбаланс – это отставание гуманитарной составляющей развития от техногенной. Он особенно присущ либеральному обществу. Главная задача для мира в целом – ликвидировать этот разрыв, прийти к техно-гуманитарной гармонии. Техника и естественная наука идут вперед семимильными шагами. А наука, от которой зависит решение данной задачи - наука о человеке, имеющая свой теоретический аппарат, не входит в главные приоритеты РАН.
Качество человека определяется тем, насколько его жизнь отвечает объективным социоприродным законам. Цель человековедения – познать природу человека, его место в природе, его предназначение. Тем самым способствовать формированию поколения удовлетворенных жизнью людей. Если же человек не знает, почему и зачем он появился, в чем смысл его существования, какова эволюционно обусловленная траектория социоприродного развития, то он не может быть сполна удовлетворен жизнью, своей и социума. Отсюда рождаются социальный хаос и ощущение бессмысленности жизни.
Главная наука ХХI века – наука о человеке . Человек одновременно и цель, и средство развития. Все проблемы человечества, как настоящие, так прошлые и будущие, сводятся к проблеме эволюционного качества человека и решаются через нее. Нами предложена следующая конструкция человековедения [8]: теория социоприродного развития; природа человека; человек в биосфере; человек в социуме; проблема гармоничного развития человека.
Кратко коснемся существа некоторых новаций. Отталкиваясь от существующих определений, дадим следующую формулировку феномена человека: «Человек – открытая, динамическая, самообновляющаяся биосоциодуховная структура, обладающая потенциалом репродукции и совершающая работу (в обобщенном смысле) в определенном интервале изменения биоструктуры».
Биосоциодуховная целостность человека не нашла отражения в сформулированной западными экономистами (в их числе лауреаты Нобелевской премии Г.Беккер и Т.Шульц) теории человеческого капитала. В их работах человек рассматривается лишь как существо социальное, а его капитал оценивается с позиций качества человека как работника.
Системная теория человеческого капитала изучает человека в единстве биологического, социального и духовного начал. Учет природной составляющей означает, что человековедение относится к наукам естественно-гуманитарного синтеза. Структурная энергия человека (эрг) или, в стоимостном выражении, человеческий капитал (долл.), включает в себя составляющие: витальный капитал (характеристика физического здоровья), интеллектуальный и духовный (характеристики человека как работника и носителя нравственности, соответственно). Капитал является потенциалом: чем он больше, тем большую работу (в обобщенном смысле, включая «работу мысли») совершает индивид. Прогресс социума имеет место, если увеличивается со временем удельный (в расчете на одного человека, долл./чел.) человеческий капитал. Разработана методика и даны расчеты человеческого капитала для всех стран мира и субъектов РФ в их сопоставлении [7].
Эргодинамическая модель человека описывает функционирование человека с наиболее общих энергетических позиций [8,9]. Впервые установлена восходящая стадия роста витального капитала – увеличения «запаса устойчивости» жизни: с момента рождения до 14-16 лет. В дальнейшем витальный капитал уменьшается (человек стареет). В то же время интеллектуальный и духовный капитал развивающегося индивида асимптотически растут по времени жизни. Отсюда вытекают основные факторы продолжительности жизни: здоровое детство; гармоничный образ жизни; деятельное проживание. Здоровье находится главным образом внутри самого человека. Особенно если он владеет мировоззрением социогуманизма «жизнь – высшая ценность бытия» и руководствуется им в своей жизни.
Новации: системная теория человеческого капитала, эргодинамическая модель человека.

Системная эволюционная экономика. Основной характеристикой состояния экономической системы является национальное богатство или страновый капитал (в эргодинамической трактовке, структурная энергия) [7,10]. Страновый капитал складывается из частных капиталов: физического, социального, человеческого, природного. Учет природной составляющей капитала означает, что данная проблема рассматривается науками естественно-гуманитарного синтеза. Страновый капитал выступает как потенциал развития, от него зависит совершаемая в социуме работа. При прогрессивном развитии страновый капитал в целом и его составляющие растут. Концепция развития экономики перпендикулярна концепции ее роста, при которой обычно подразумевается рост только физического капитала.
Для оценки качества жизни используется индекс качества жизни: безразмерная величина, пределы изменения которой находятся в интервале между нулем и единицей. Он характеризует в безразмерном виде удельное производство национального богатства (в расчете на человека). Индекс качества жизни противопоставляется тем индексам, которые предлагается использовать на практике.
Так, 9 февраля 2023 г. по ТВ транслировалась видеоконференция «Агентства стратегических исследований», которую вел Президент РФ В. В. Путин. Обсуждалась проблема качества жизни. Оказалось, что качество жизни в субъектах РФ оценивается по 140 показателям. Еще ранее в одной из газет (АИФ, №52, 2021) написано, что с Нового года в регионах начнет внедряться рейтинг качества жизни. В рейтинге учитываются состояние медицины, образования, жилья и инфраструктуры, экология, безопасность, услуги, возможности для трудоустройства. Интересно, как из этой «каши» сконструировать единый показатель качества жизни, который имел бы физический смысл и по которому измерялся бы рейтинг субъектов РФ? Это может сделать только фокусник. Между тем, любой показатель, характеризующий состояние социумов, такой смысл должен иметь. Иначе не понятно, что рассчитывается. Единый показатель развитости субъектов РФ нужен для оценки результатов деятельности властей. Не хотелось бы, что вместо него использовался некий квазинаучный монстр, разработанный без научного обоснования.
Разработана оригинальная методика и проведены расчеты национального богатства, его составляющих (физического, человеческого, социального и природного капиталов), индекса качества жизни для всех стран мира и субъектов РФ в их сопоставлении [7]. Так, для 2007 г. три первые страны по национальному богатству будут (в скобках трлн. долл.): Китай (6456) – Индия (6339) – США (2276). Китай и Индия существенно опережают США по человеческому капиталу – благодаря большей численности населения. У России 10 место с 608 трлн. долл. Суммарный капитал стран мира равен 3368 трлн. долл. Стратификации социумов по удельному ВВП противопоставляется стратификация по удельному производству национального богатства и индексу качества жизни [11].
Трактовка экономического развития как интегрального процесса, когда происходит сопряженный рост всех составляющих странового капитала, не нашла отражения в государственных программах развития. Так, программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» одностороння: в ней не отражен наиболее важный гуманитарный компонент экономического развития (рост человеческого капитала). Научно-технологическое развитие без сопряженного с ним гуманитарного развития неизбежно имеет следствием техно-гуманитарный дисбаланс. Этим феноменом обусловлен весь негатив современной цивилизации, вплоть до возможности ее самоуничтожения в ядерной войне. Поэтому следовало бы иметь ввиду программу «Научно-технологическое и гуманитарное развитие РФ». Ибо все проблемы человечества, как настоящие, так прошлые и будущие, упираются в проблему эволюционного качества человека и решаются через нее.
«Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021-2030 годы)» не содержит даже упоминания о науках естественно-гуманитарного синтеза, изучающих систему природа – человек – общество. Именно они являются научным базисом экономических стратегий [12,13]. Программа развития РАН, представленная новым Президентом РАН академиком РАН Г.Я. Красниковым (газета «Поиск», №38, 2022), главный акцент также делает на естественные и экономические (в традиционном смысле) науки.
В этих и других документах отсутствует акцент на проблему гуманитарного развития, а также не указан главный приоритет науки ХХI века – естественно-гуманитарный синтез [10,13].
Новации: системная теория капитала; национальное богатство и индекс качества жизни.

Системная эволюционная экология. Данная естественно-гуманитарная наука рассматривается как синтез биоэкологии, геоэкологии, социоэкологии и экологии человека [14].
Биоэкология изучает взаимодействие живых организмов со средой их обитания. С позиции структурной энергии эволюцией автотрофов и гетеротрофов движут изменения условий вмещающей среды [2].
Геоэкология изучает биосферу и ее взаимодействие с другими геосферами. Обсуждаются: общие закономерности геохимических и биологических процессов, биогенез, сопряженность и взаимообусловленность геологической и биологической жизни и др. [2,14].
Cоциоэкология изучает систему «человек в биосфере». Из математической модель биосферы, развитой доктором физико-математических наук А.М.Тарко, следует, что современная биосфера устойчива. Вместе с тем, существует так называемый антропогенный предел Земли: при определенном превышении концентрации углекислого газа в атмосфере биосфера деградирует [15]. Развита концепция биосферной функции человека – поддержания устойчивости биосферы на основе регулирования антропогенных потоков углекислого газа в атмосферу [14,15]. Сущность политики в отношении окружающей среды: от охраны к ее гуманизации [15].
Проблема окружающей среды с каждым годом становится все более актуальной. Ее истоки, как следует из учения о гармонии [2], в неразрешенности противоположности природа–человек, что ведет к дисгармонии в отношении человека к природе. Дисгармоничны, фальшивы и ряд продолжающих существовать представлений по проблеме «человек в биосфере». Вот лишь некоторые часто встречающиеся заблуждения. Человек чужд биосфере, ошибка эволюции. Антропоцентризм («биосфера для человека») и биоцентризм (человек для биосферы).. Охрана (защита) окружающей среды. Биосфера утратила устойчивость. Условие устойчивости биосферы - «гуманная» депопуляция (переход к однодетным семьям). И т.п.
Экологическая доктрина РФ, принятая в 2002 г., вполне понятно, не могла учитывать более поздние разработки новых наук естественно-гуманитарного синтеза. При формировании новой научно-обоснованной экологической политики (а это следует делать на регулярной основе и не только в отношении экологии) требуется учесть закономерности функционирования и развития системы природа-человек-общество. Наука о гармонии [2] дает рецепты гармонического разрешения противоположности природа-человек. Синтетическая эволюционная экология [14] обосновывает новую экологическую политику, сущность которой не защита (охрана) биотической среды, а ее оптимальное преобразование – гуманизация - с тем, чтобы сделать ее оптимальной для жизни человека. При этом гармонически сочетаются естественная и антропогенно измененная составляющие природной среды. Включение окружающей среды в систему социально-экономических отношений требует разработки методов количественной оценки вклада природного возобновимого капитала (экокапитала) в национальное богатство.
Наиболее дискуссионной является концепция ноосферы, имеющая многочисленных своих сторонников. В частности , одни ее апологеты полагают, что ноосфера возникла вместие с человеком, другие – что это отдаленное будущее Земли. Гармонология [2] дает следующую трактовку эволюции живого вещества на Земле.
Биосферный этап эволюции - от возникновение жизни на Земле до начала «неолитической революции». Здесь искажения, вносимые человеком в биосферу, были пренебрежимо малыми. Антропосфера установилась с «неолитической революции» и закончилась с началом «промышленной эволюции». Производящее хозяйство (земледелие, скотоводство) частично меняло природный ландшафт. Ноосфера возникла, когда прогресс человечества в целом стал определяться разумом. В соответствии с В.И.Вернадским человек становится «крупнейшей геологической силой».
Однако однобокое «дурное» развитие разума привело, в соответствии с законами гармонии [2], к трансформации разума – он обернулось неразумением. Яркое свидетельство этого – изобретение «дурно» разросшимся разумом ядерного оружия глобального смауничтожения человечества. Движение за эмансипацию женщин привело в «превращению» женщины в «мужчину» и мужчины в «женщину» (феномен ЛБТК).
Это и многое другое свидетельствует о том, что дальнейшее развитие человечества по ноосферному пути бесперспективно и опасно. Если же следовать естественным законам развития, даваемым гармонологией [2], то прогнозируемое будущее отвечает гармосфере – сфере гармонии разума и чувства, человека и природы, естественной и гуманитарной наук и др. [2,11,15]. Гармосфера не есть глобально управляемая биосфера, что неявно подразумевается в концепции ноосферы (на такое управление потребовались бы нереальные затраты энергии и труда), а регулируемая биосфера. В ней оптимально сочетаются естественная и антропогенная составляющие.
Устойчивость гармосферы определяется прямыми и обратными связями в системе природа-человек-общество. Прямая связь в подсистеме природа-человек отвечает мировоззрению антропоцентризма «природа для человека», а обратная – биоцентризму «человек для природы». И то, и другое в чистом виде не отвечает реальности. В действительности эти противоположности разрешаются, согласно триалектике, системной установкой «не только природа для человека, но и человек для природы». Природа является ресурсом для материального и духовного развития человечества. В свою очередь, человек имеет специфическую биосферную функцию поддержания устойчивости природных систем (через сжигание ископаемого топлива, сохранение биоразнообразия, экохозяйствование и др.).
Современность отвечает окончанию ноосферного этапа развития и началу становления гармосферы. «Конец» ноосферы соотносится с появлением и легализацией ракетно-ядерного оружия, способного уничтожить цивилизацию. Другие свидетельства: глобальные проблемы, легализация ядерной войны, противостояние Россия – Запад, СВО на Украине, гонка вооружений, милитаризм, угроза новой мировой войны и др. Эти и другие глобальные проблемы вряд ли удастся решить, если следовать установкам ноосферы (в частности, придерживаться диадной парадигмы развития как «борьбы» противоположностей) [2]. Одновременно имеются свидетельства начала становления гармосферы: ряд стран (Китай, Вьетнам) уже перешли на интегральное развитие, компромисс между капитализмом и социализмом. А компромисс вместо «борьбы» - это уже первые признаки становления гармосферы.
Экология человека изучает позитивные человеческие качества и их эволюцию. Наиболее полно эти вопросы исследуются в учении социогуманизма (см. ниже).
Новации: биосферная функция человека;, от охраны к гуманизации природной сред;, гармосфера.

Гармонология. Это - естественно-гуманитарная наука о гармонии в системе природа - человек - общество. Ее последовательное изложение содержится в [2]. Триалектика противопоставляется диалектике. Согласно триалектике имеются не две сущности бытия – противоположности, как это полагает диалектика, а три. Третья сущность является разрешением противоположности, дающим «новое» третье. Последняя сущность и есть гармония противоположностей. Китайской монаде противопоставлена гармоническая триада.
«Триадная парадигма» развития рассматривает развитие как рождение «нового» (третьего), являющегося гармоническим синтезом разрешающихся противоположностей. «Триадная парадигма», в отличие от «диадной» - борьбы противоположностей, - учитывает творческую составляющую материи, феномены компромисса и гармонии. Вводится критерий развития – рост со временем структурной энергии эволюционирующей системы. Формулируются законы гармонии в системе природа – человек – общество. «Диадная парадигма» отвечает предыстории человечества, а «триадная» - истинной истории. Субъект предыстории - «Homo Sapiens», истории – «Человек Гармоничный». Современность отвечает переходу от предыстории к истинной истории цивилизации. Обоснована системная траектория развития либерализм – интегрализм – социогуманизм. Для России актуален в ближайшей перспективе переход на траекторию интегрализма, означающую усиление роли государства в социальной жизни (по примеру Китая и Вьетнама). В мире Природы противоположности в целом разрешены, и бытие Природы подчинено гармонии. Мир человека, наоборот, дисгармоничен: в нем существующие противоположности в целом не разрешены.
Новации: триадная парадигма развития; предыстория и история; законы гармонии; эволюционная траектория развития либерализм – интегрализм – социогуманизм.

Социогуманизм. Учение социогуманизма [1,2,11,16-20] стало невольным ответом на либеральный беспредел 90-х годов прошлого века. Принципиальное отличие учения социогуманизма (экосоциогуманизма) от многочисленных социоэкономических теорий заключается в использовании дедуктивного метода – от теории социоприродного развития к социуму и человеку. Обычно же используемый индуктивный метод эмпирического обобщения лишен необходимой научной базы.
Либерализм и социализм – два финальных строя предыстории человечества. Противоположность либерализм-социализм разрешается через гармонический синтез их позитивных составляющих – социогуманизм. Согласно законам гармонии [2] , социогуманизм эволюционно более продвинут, чем обе составляющие обсуждаемой противоположности.
Кратко сформулируем основные положения учения социогуманизма.
- Социогуманизм – строй, который идет на смену капитализму и социализму. В нем функционирует общество человеческого развития, характеризующееся ростом человеческого капитала.
- Научная основа учения социогуманизма – новые науки естественно-гуманитарного синтеза (эргодинамика, гармонология, синтетическая эволюционная экономика, тоже экология), изучающие функционирование и развитие системы природа-человек-общество.
- Социогуманизм – строй, являющийся разрешением противоположности капитализм-социализм на основе гармонического синтеза позитивных сторон капитализма и социализма. От социализма берется цель – гармоничное развитие человека, от капитализма способ ее реализации – регулируемый рынок.
- Основные установки социогуманизма: «не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие», «жизнь – высшая ценность бытия», «все в меру», «гуманитарные ценности приоритетны по сравнению с материальными», «материальное для развития духовного», «свобода для выполнения обязанности», «экономическая свобода для социальной справедливости» и др.
- Из теории социоприродного развития следует эволюционная траектория либерализм – интегрализм – социогуманизм. Интегрализм – переходный строй между либерализмом и социогуманизмом. Его сущность – разного рода компромиссы между капитализмом и социализмом. Социогуманизм в глобальном масштабе отвечает гармосфере.
- Человек является главным стратегическим приоритетом ХХI века. Его гармоничное развитие будет означать переход от «человека социального» к человеку социально-духовному («Человеку Гармоничному»).
- В «Человеке Гармоничном» гармонично сочетаются здоровье, интеллект и духовность. Между витальной и духовной составляющими человеческого капитала задействована отрицательная обратная связь: рост духовного капитала уменьшает скорость расхода витального капитала. «Человек Гармоничный» трепетно, бережно относится к свой жизни, жизни других и жизни Природы.
- Становление «Человека Гармоничного» происходит на основе социогуманитарного просвещения, как синтеза естественно-гуманитарного образования и гармонического воспитания. Одна из главных целей социогуманитарного просвещения – формирование мировоззрения социогуманизма «жизнь – высшая ценность бытия».
- Главная цель экономики при социогуманизме – ее гуманизация и гармонизация. Экономика перестает быть целью, а становится средством – средством гармоничного развития человека. Коллективистские (кооперативные) формы собственности при социогуманизме более прогрессивны, чем частная или общенародная (государственная) собственность; смешанная планово-рыночная экономика прогрессивнее чисто плановой или рыночной и др.
- Показателями развитости страны служит ее страновый капитал (национальное богатство) и его производство, которые являются суммой составляющих: человеческого, физического, социального, природного капиталов. Прогресс отвечает сопряженному росту всех составляющих странового капитала. Индекс качества жизни (изменяется от 0 до 1) является безразмерным аналогом производства странового капитала. - Противоположности либеральной экономики работодатель – наемный работник, государственная – частная собственность разрешаются через разного рода коллективистские формы собственности. Частная собственность не исключается, но становится частным случаем. Противоположность богатые – бедные разрешается через средний класс, являющийся главным фактором устойчивости социогуманитарного государства. Налоговая политика исключает чрезмерное богатство - «дурной рост» капитала собственника.
- Социальная политика социогуманитарного государства направлена на рост социального капитала и его производства. Факторы роста - уменьшение безработицы, социального расслоения, преступности и др.
- Гуманитарная политика имеет целью рост человеческого капитала и его производства. Прогресс отвечает сопряженному росту всех составляющих (витальной, интеллектуальной и духовной) человеческого капитала.
- Культурная политика имеет целью рост культурного капитала и его производства. Культура из сферы услуг при либерализме становится при социогуманизме средством гармоничного развития человека.
- Сущность демографической политики социогуманитарного государства – увеличить производство человеческого капитала. Это зависит от отношения социума к проблеме воспроизводства человека, в том числе, к абортам, материнской и детской смертности, беспризорности и др. Один из факторов роста демографического капитала – здоровое (без стрессов) детство.
- Сущность экологической политики социогуманитарного государства – гуманизация среды обитания. Ее составляющие: управление антропогенными потоками углекислого газа в атмосферу, невмешательство в биоразнообразие, сотворчество человека и Природы, гармония девственной и измененной человеком природной среды и др. Конечная цель – гармония в системе человек - природа.
- Геополитика социогуманитарного государства основана на разрешении путем компромисса и гармонии основных геополитических противоположностей: мир – война, глобализация – суверенизация, неизменность государственных границ – право на самоопределение, национализм – интернационализм, однополярный – многополярный мир, опасность – безопасность, дружба – противостояние и др. Новое движение за мир, обоснованное наукой, - главный приоритет геополитики при социогуманизме.
- Учение социогуманизма и христианское учение соотносятся друг с другом, имея целью свести мир с гибельных путей и построить новое бытие на основах компромисса и гармонии (в христианстве «Царство Божие»). При социогуманизме осуществится всеобщее благо.
- Социогуманизм в мировом масштабе отвечает гармосфере.
Эволюционно значимой альтернативы развитию согласно системной траектории либерализм-интегрализм–социогуманизм нет. Потребуется большая работа социума по переходу от либерализма на эволюционную траекторию интегрализм – социогуманизм. Переход ряда стран (Китай, Вьетнам) на интегральное развитие [21] свидетельствует о том, что мир постепенно переходит от диадной к триадной парадигме, от предыстории к истории. Китай уже делает первые шаги на пути к социогуманизму [11]. Это – одно из свидетельств объективности, действенности учения социогуманизма.
Новации: от либерализма к социогуманизму; от человека социального к человеку социально-духовному («Человеку Гармоничному»); от социального к социогуманитарному государству.

Заключение

Естественно-гуманитарные науки – главный приоритет наук ХХI века. Однако это не находит отражения ни в научном, ни в преподавательском сообществе. В науке продолжают задавать тон естественники, в преподавании – естественники и гуманитарии. Согласно гармонологии, эволюционно более продвинуты естественно-гуманитарные науки (ЕГН), являющиеся гармоническим разрешением противоположности «естественные – гуманитарные науки».
Попытки автора обратить внимание научного сообщества на развитие и внедрение ЕГН не имели успеха. Являясь разработчиком этих наук и не имея фактически конкурентов в этой области, Ваш автор, тем не менее, был в 2018 г. незаконно сокращен с работы в РАН. К этому приложили руку директор ФИЦ ИУ РАН академик Соколов И.А. и зав. лаб. Крутько В.Н. Впрочем, для РАН игнорирование новаций и их носителей не ново. В свое время дореволюционная РАН не приняла в свои ряды Д.И.Менделеева.
Сокращение с работы означало, что РАН не приемлет научные новации. Последующее это подтвердило. Автор обращался к директору ИНИОН РАН Кузнецову А.В. с предложением организовать в ИНИОН специальную структуру, целью которой стало бы развитие наук естественно-гуманитарного синтеза, изучение глобальной системы природа-человек-общество. Ответа не было получено. В связи с нерешенной проблемой оценки качества жизни в субъектах РФ (см. выше) обращался к директору Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Широву А.А с предложением расчета научно-обоснованных индикаторов развития стран мира и субъектов РФ. Ответа также не было получено. На другие мои обращения в разные структуры ( Президиум РАН, Агентство стратегических исследований и др.) тоже не было реакции.
В связи с проблемой внедрения разработок естественно-гуманитарных наук в образовательный процесс было два моих обращения. Одно – к министру просвещения РФ Кравцову С.С. с обоснованием необходимости преподавания в школе предмета «Человековедение». Предложение фактически было отклонено. Другое обращение – к ректору МГУ академику РАН Садовничеву с предложением организовать в МГУ специальную структуру (институт, школа?), целью которой стало бы развитие наук естественно-гуманитарного синтеза, изучение глобальной системы природа-человек-общество. При этом осуществлялось бы преподавание соответствующих дисциплин, главная среди которых – человековедение. Этот предмет следовало бы преподавать как на естественных, так и гуманитарных факультетах. Ответа на обращение не было получено.
Неизбежен вывод: существующее управление развитием науки и образования в РФ ущербно. Управление (регулирования) подразумевает существование прямых и обратных связей между «управленцами» и управляемыми. На практике обратные связи отсутствуют. Причина этого, на взгляд автора, следующая. На научном и образовательном Олимпе оказываются те, кто считает себя самыми умными. Обращать же свое внимание на мнения ниже стоящих по служебной лестнице - напрасная трата времени. Для «управленцев» авторитетны лишь те, кто стоит выше их на этой лестнице.

Литература

1. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
2. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.
3. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
4. Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., Энергия, 2003; издание 2-е, М., ЛЕНАНД, 2012.
5. Бушуев В.В., Голубев В.С. Социоприродное развитие. М., Энергия, 2007.
6. Бушуев В.В., Голубев В.С. Эргодинамика-экоразвитие-социогуманизм. М., ЛЕНАНД, 2010.
7. Бушуев В.В., Голубев В.С., Тарко А.М. Структурная энергия как потенциал развития: Мир и Россия. М., ЛЕНАНД, 2014.
8. Голубев В.С., Кураков А.Л., Типирясова А.В. Человековедение. М., ИАП; Казань, Познание, 2014.
9. Бушуев В.В., Голубев В.С. Человек и время в эволюционирующем мире. М., ЛЕНАНД, 2014.
10. Бушуев В.В., Голубев В.С., Орлов И.Б. Введение в системную теорию капитала. М., ЛЕНАНД, 2013.
11. Голубев В.С. Очерки социоприроодной гармонии. М., ЛЕНАНД, 2024.
12. Владимир Голубев. Научный базис экономических стратегий. Экономические стратегии, №3, 2022.
13. Владимир Голубев. Наука ХХI века: новые приоритеты. Экономические стратегии, №3, 2023.
14. Голубев В.С. Введение в синтетическую эволюционную экологию. М.. Папирус Про, 2001.
15. Голубев В.С. Природа – человек – общество: Развитие и гармония. М., ЛЕНАНД, 2016.
16. Бушуев В.В., Голубев В.С. Эргодинамика-экоразвитие-социогуманизм. М., ЛЕНАНД, 2010.
17. Голубев В.С. От общества потребления к обществу социального гуманизма. М., ЛЕНАНД, 2015.
18. Бушуев В.В., Голубев В.С., Кураков Л.П. Проблемы формирования социогуманитарной цивилизации. М., ИАЭП, 2016.
19. Бушуев В.В., Голубев В.С. Естественно-научные основы социального гуманизма. М., ЛЕНАНД, 2018.
20. Голубев В.С. Очерки экосоциогуманизма, М., ЛЕНАНД, 2021.
21. Богомолов О.Т., Водолазов Г.Г., Глазьев С.Ю. и др. Новое интегральное общество. М., ЛЕНАНД, 2016.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить