Гармонология и христианское учение

Гармонология  и  христианское  учение   - фото 1Религия трактуется как способ снятия незнания иррациональным знанием. Основные установки гармонологии соотносятся с соответствующими установками христианского учения

            Существует убеждение в том, что наука не совместима с религией. Религии рассматривают гуманитарные проблемы – внутренний мир человека и его взаимоотношение с другими людьми. В этом – их сила и значение, а не в построениях по поводу возникновения мира и других физических феноменов, которые, в силу неразвитости наук во времена возникновения религий, могли иметь лишь символический характер. Такие построения иррациональны, не доказуемы – выдумки ума, не сопряженные с научным познанием мира.   По существу, иррационального знания как такового нет, а есть лишь предсказания и гипотезы. Но в отличие от науки, иррациональные гипотезы не доказуемы. Так, согласно христианскому учению, вначале было Слово, что не доказуемо. Согласно науке – энергия, что доказывается. Однако наука не всесильна. Океан незнания и сейчас остается безбрежным. По существу, религия была и остается способом снятия незнания иррациональным знанием.

            Следует рассматривать не совместимость религии с наукой вообще (в особенности, с естественной наукой), а лишь применительно к гуманитарному знанию. При этом оказывается, что установки гармонологии [1,2] в ряде своих основных аспектов тождественны установкам религии. Фактически в гармонологии разрешается противоположность наука – религия через триадическое рассмотрение человеческого капитала, включающего духовную его составляющую.

           Рассмотрим   соотношение основных   установок гармонологии и христианства.

Отношение к материализму. В христианстве оно тождественно гармонологии в том смысле, что «материальное» есть всего лишь средство, а не цель - средство духовного развития человека. Первая, по Библии, цивилизация на Земле была создана Каином и его потомками. Но это была материальная цивилизация. Главным ее содержанием была польза, а не истина – любовь, добро и все то, что есть духовное, божественное в человеке. Это привело к господству зла. Как образно сказано в Ветхом Завете, «Земля растлилась перед лицом Божиим, и наполнилась земля злодеяниями», ибо «всякая плоть извратила свой путь на земле». И Бог уничтожил эту цивилизацию путем Великого Потопа. С нашей точки зрения, Великий Потоп – всего лишь образное представление гибельности материализма, неизбежности конца материальной цивилизации. И если у начала новой библейской цивилизации стоял Ной, то для современности таким «Ноем» станут все те, кто отвечает установкам гармонии. Их совместная работа сможет остановить сползание материальной цивилизации к гибели, эволюционно преобразовав ее в социогуманитарную цивилизацию.

Отношение к человеку. Об этом в Библии повествуется через вавилонское столпотворение – строительство Вавилонской башни. Она предназначалась быть символом безмерного возвышения человека без Бога. Но в процессе ее строительства произошло прямо противоположное: человек превратился в безликую рабочую силу, а человеческая жизнь стала цениться ниже кирпичей для строительства. Цель оправдывала средства. Не то ли происходило в сталинский режим: башня – коммунизм, во имя достижения которого жертвовали людьми? И как Бог разрушил Вавилонскую башню, так и история покончила со сталинским строем. Наша интерпретация Вавилонского столпотворения следующая: человек – не «царь Природы», свою деятельность ему необходимо согласовывать с естественными законами. Согласно христианскому миропониманию (и это согласуется с гармонологией), качество человека определяется в первую очередь его внутренним духовным содержанием, а не внешними обстоятельствами, будь то социальный или имущественный статус, профессия и др.

Отношение к труду. Труд человека не может быть не наполнен высоким смыслом – не просто выживание и накопление материальных благ, а средство достижения гармонии жизни. Данный вопрос подробно обсуждался в трудах ряда российских религиозных философов, в особенности, Вл. Соловьевым и С. Булгаковым. Последний сформулировал философию хозяйства. По ней высокий смысл жизни лежит в сфере духовной, а не экономической или социальной. Это подразумевает отход от «человека экономического» (для которого, согласно А. Смиту, хозяйство – основа бытия) и утверждение «человека духовного». Для него труд – не цель, а средство духовного развития. Что полностью отвечает установке гаромонологии, согласно которой экономика не цель, а средство гармоничного развития человека. При этом труд становится творчеством жизни и сотворчеством с природой. Его цель – воспитание души. Хозяйство само по себе, технический прогресс, повышение уровня жизни не могут быть основной     целью, а являются средством   совершенствования     человека и природы. Согласно С.   Булгакову «основная цель хозяйства – за пределами его, то есть переход от неистинного состояния мира к истинному, трудовое восстановление мира». Труд творит культуру в широком ее смысле. Через столетие философия хозяйства получила научное обоснование в гармонологии.

Отношение к богатству. В христианстве оно двойственно. С одной стороны, поскольку все – от Бога, то частная собственность отрицается. Почитается, наоборот, бедность и опрощенчество, отказ от мирских благ. Хорошо известны слова Иисуса Христа «…удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное». Но это – все-таки крайняя точка зрения, ее придерживалось, в частности, русское монашество. В Евангелие собственность считается нейтральной в отношении нравственности. Если богатство добыто честным способом, прилежным трудом, то оно не осуждается, а наоборот, считается поощрением от Бога. Но от собственника требуется определенное поведение. В обязанность богатого вменяется благотворительность. Хозяйство и богатство монастырей оправдывались служением страждущим, благотворительностью, устройством богаделен и другими мероприятиями (которые, однако, не имели системного характера, на что указывал, в частности,   С. Булгаков). Преклонение же богатству, когда оно становится целью, осуждается как «служение маммоне».

  

Отношение к природе. Эта проблема косвенно обсуждается в Библии. Изначально Бог поселил Адама и Еву в Саду Эдемском. Как написано в Библии: «И взял Господь человека, которого создал, и поселил в саду Эдемском, чтобы возделывать и хранить его». Как поясняют интерпретаторы Библии, в райский период труд человека заключался в творчестве, в том, чтобы превратить землю в рай. Для этого надо жить в гармонии с Природой, творчески трудиться, ценить жизнь как высшее благо. Такой была жизнь Адама и Евы в раю до их грехопадения.

Религиозный философ Вл. Соловьев пишет о нравственном законе ведения хозяйства, предполагающем бережное отношение к природе. При этом человек не просто пользуется ее благами, но совершенствует природу, делая ее более приспособленной для духовной жизни человека.

Очевиден слишком общий характер данных суждений. В целом природная составляющая нравственности слабо проработана христианством, в то время как гармонология считает жизнь в гармонии с Природой одной из главных ценностей [1-4]. Тем не менее, установки христианства отвечают представлениям гармонологии  о сотворчестве человека и природы. Их гармоничное взаимодействие предполагает: если человек «берет» от природы, то должен ей и «отдавать». Благополучная, гармоничная жизнь вполне достижимо и на Земле.

Духовность. Гармонология по-особому, ясно и доходчиво, расшифровывает феномен духовности. Духовный человек – тот, кто понимает, что жизнь – высшая ценность бытия; кто строит свою жизнь в соответствии с этим пониманием. Тем самым устраняется во многом неопределенный смысл, которое зачастую сопровождает термин «духовность». Духовность не тождественна религиозности: неверующий человек может быть глубоко духовным и наоборот. Впрочем, здесь образуется определенная коллизия, связанная с тем, что, бывает, человек жертвует своей жизнью ради спасения других. Однако это относится к «неравновесной» критической ситуации (стихийные бедствия, войны и др.). В «равновесной» жизни данная трактовка духовности остается в силе.

Проблема войны и мира. Одна из главных заповедей христианстване убий. Но одновременно: «Взявши меч, мечем погибнет». Война рассматривается как не желательное, но в некоторых случаях вынужденное средство. Имеются ввиду освободительные, справедливые войны. Но война рассматривается как крайнее средство, когда исчерпаны все мирные средства решения проблем. Русская Православная Церковь(РПЦ) противостоит пропаганде войны и насилия.

Данные установки аналогичны установкам гармонологии [1,2]. В связи с этим ранее [2] ставился принципиальный вопрос в связи со специальной военной операции (СВО) РФ на Украине: были ли предварительно полно   задействованы способы не военного решения проблемы противостояния Россия – Украина (и Россия – Запад). Ответ, обоснованный наукой о гармонии [1,2]: скорее нет, чем да. СВО – свидетельство краха глобальной дипломатии, главная задача которой – предотвращение войн.

Вызывает тревогу позиция российских СМИ в связи со СВО, особенно, телевидения, явно перпендикулярная позиции РПЦ против пропаганды войны. В роли чуть ли не главного интерпретатора СВО на телевидении выступает журналист В. Соловьев. Только журналист. Надо обладать большой смелостью, чтобы взять на себя такую обязанность. Некоторые его ремарки просто поражают. Например, такая: не «жахнуть» ли («кинжалами» и др.) по центрам управления (имеются ввиду атомные удары по территориям США и Западной Европы). Не кажется ли, что место В. Соловьева не на телевидении, а где-то в другом не публичном месте? И как не совестно авторитетным людям быть участниками этого милитаристского шоу («Вечер с Владимиром Соловьевым)?

Таким образом, христианские ценности находят отражение в гармонологии. Это относится и к ценностям других религий. Но имеются и различия. Христианские заповеди определяют, главным образом, то, чего не следует «делать», являясь тем самым характеристикой позитивной духовности от противного. Наоборот, учение о гармонии и социогуманизм [1,2,5] напрямую утверждают позитивные ценности.

Коренное же отличие установок гармонии от христианского подхода состоит в следующем. Христианство обещает «рай» в загробной жизни. Наоборот, учение гармонии полагает, что «рай» на Земле уже построен – это совершенная гармоничная Природа [3,4]. Нужно лишь «научиться» человеку «правильно» жить, чтобы его жизнь на самом деле была жизнью в «раю». И если христианство говорит о необходимости самосовершенствования, то учение гармонии предлагает практические рецепты самосовершенствования и достижения благополучия в земной жизни. Для этого надо жить в гармонии с Природой, творчески трудиться, ценить жизнь как высшее благо.

В заключение нельзя не отметить консерватизм человеческого сообщества по отношению к религиозным построениям. Религии возникли тогда, когда науки в ее современном понимании еще не было. Человеку нужно было упорядочить свой мир и окружение, осмыслить свое существование. Здесь религии, несомненно, сыграли свою цивилизационную роль. Но теперь, в мире науки, эти проблемы решаются иначе. Но люди продолжают верить в Бога. А не в науку. Между тем, все мы – дети Солнца. Солнце – животворящее начало, Солнце – Бог. И в храмах будущее будут петь гимны Солнцу.

Литература

  1. 2. https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.
  2. Голубев В.С. Гармония спасет мир. М., ЛЕНАНД, 2017.
  3. Голубев В.С. Дом, в котором чисто и светло. М., Энергия, 2008.
  4. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить