Гармонология и этика

Гармонология  и  этика - фото 1Осуждается соотношение между новой естественно-гуманитарной наукой гармонологией и этикой. Главная ценность – жизнь. Нравственное поведение человека отвечает этой ценности. Благополучие жизни - в разрешении противоположностей на основе компромисса и гармонии. Гармонология выступает как научный базис этики

            В развитой автором естественно-гуманитарной науке гармонологии [1] присутствуют этические мотивы. Требуется их усилить и рассмотреть соотношение гармонологии и этики.

         Автор не является профессиональным философом. Поэтому пришлось с азов знакомиться с наукой этикой. Этики – наука о нравственном поведении человека, основанном на существующих ценностях и нормах. Но в чем заключаются эти ценности, кто их выработал, остается не всегда ясным. Обычно ссылаются на обычаи и традиции народов (традиционные ценности), религию и иррациональное знание. Но тогда этика перестает быть наукой в ее современном понимании. К тому же в некоторых странах традиционным до недавнего времени было людоедство. Какая же это ценность?

         Вопрос о ценностях решает гармонология – наука, изучающая гармонию в системе природа – человек – общество [1]. А именно, ценности жизни отвечают разрешению существующих в мире противоположностей на основе компромисса и гармонии. Нравственная жизнь - в гармонии. Гармонология становится научным базисом этики.

         Проблемы выбора и классификации ценностей, определяющих   нравственное поведение человека, - центральная в этике. Ценности необходимы для того, чтобы сделать жизнь максимально полной и продолжительной. В учении социогуманизма [1-4] используется   следующий постулат: « жизнь – высшая ценность бытия». Предлагается его рассматривать как «абсолютную» этическую ценность (поскольку без нее не было бы никаких других ценностей).

         Каково же должно быть поведение человека, чтобы его жизнь отвечала данной системной ценности? Для этого необходимо следовать более частным ценностям, входящим в эту системную ценность – ценностям включения.

         Итак, системная ценность - жизнь, ее самосохранение на Земле. В ее рамках предлагаются следующие ценности включения:

- жизнь человечества в целом, ее самосохранение;

- жизнь индивида;

- благополучие жизни;

- наибольшая продолжительность деятельной жизни индивида.

Каждая последующая в данной шкале ценность задействована при условии реализации всех предыдущих ценностей. Например, вечность жизни человечества в целом осуществляется при условии реализации вышестоящей системной ценности – самосохранение феномена жизни на Земле. Ценность жизни индивида требует реализации уже двух ценностей: сохранения жизни на Земле в целом и применительно к человечеству.  И т.д.

Наоборот, каждая вышестоящая в данной шкале ценность может быть реализована безотносительно реализации всех нижестоящих ценностей. Так, жизнь на Земле возможна и без человека. Жизнь индивида может быть и неблагополучной. И т.д.

Предложенная шкала ценностей отражает их эволюцию. Первобытный человек поклонялся Природе, которая фактически и играла роль основной ценности. По мере эволюции росла самоценность человека, рождались религии. Роль основной ценности смещалась к человеку. При дальнейшей эволюции росла ценность человека как индивида.

Все это позволяет сформулировать следующую теорему: возникновение и утверждение более эволюционно продвинутых ценностей происходит при исполнении менее продвинутых ценностей.

Передача ценностей от одного поколения к другому происходит на основе запечатления поведенческих ценностей предыдущего поколения и путем обучения. Культурная (ценностная) эволюция человечества выросла из этологического прогресса высших животных [2].

В связи с этим нельзя не отметить следующее обстоятельство. Биологи полагают, что у животных приобретенные признаки не передаются по наследству. Как ранее показано [2], эти признаки передаются посредством научения. Передача же их через наследственные структуры уменьшала бы пластичность организмов и их приспособляемость к изменяющимся условиям среды.

Вместе с тем, полагаю, что  полностью отрицать наследование приобретенных признаков нельзя. Кажется, есть некие глубинные поведенческие признаки, которые наследуются. Простейший жизненный пример. В семье в одинаковых условиях растут два сына. Один из них, повзрослев, становится алкоголиком. Полагаю, что здесь имеет место наследование алкоголизма от кого-либо из предшествующих родственников. И при подходящих условиях наследование проявилось. Другой же сын избежал алкоголизма благодаря тому, что в такие условия не попадал.

Сказанное, кажется, имеет отношение не только к индивиду, но и к социумам в целом. Пример. Германия в последние века была воинственной страной, инициатором войн. Это - войны, предшествующие первой мировой войне, первая и вторая мировые войны. Предлагается трактовать это обстоятельство с позиции глубинного наследуемого признака – милитаризм. Следует это иметь ввиду при прогнозировании будущего мира. Другой пример: феномен ЛГБТ. Он вырос из либеральной свободы, не сопряженной с обязанностями [1,3,4]. Его углубление и расширение грозит миру апокалипсисом. Запад может оказаться в царстве сатаны.

В случае России к глубинному наследуемому признаку можно отнести «несвободу»: сначала крепостническую, затем сталинскую. Не грозит ли стране новое «рабство»? Оно будет основано на информационных технологиях, когда целенаправленно внедряется информация, искажающая естественный процесс социоприродного и гуманитарного развития. Информация, ведущая страну неизвестно куда. Информация, в которой неопределенная смесь правды и не правды. Но застилая мозги,   она со временем вся начинает восприниматься как правда.

P.S. Уже после написания данного очерка Ваш автор посмотрел авторскую программу Н.С. Михалкова «Бесогон ТВ ( от 25 декабря 2023 г.). В ней показаны истоки феномена ЛГБТ - работы экологов и политтехнологов Запада, из которых следует заключение   о необходимости существенного сокращения численности населения Земли. Для полноты картины следует добавить следующее. Теоретическим базисом данного заключения является все-таки разработки российского физика В .Г. Горшкова [5]. Затем его теория стала разделяться ведущими экологами страны (в том числе, рядом членов РАН и тогдашним главой Роскомэкологии В. И. Даниловым-Данильяном) [6, 7]. Более того, она была внедрена в вузовский учебный процесс [7]. В ходе большой дискуссии, инициированной Вашим автором и прошедшей на страницах журналов «Вестник РАН», «Общественные науки и современность», а также газеты «Зеленый МИР» в период с 1997г. по 2000г. [8] была показана ошибочность представлений экологического катастрофизма. Не исключено, что Вашему автору позже припомнили его критику работ упомянутых российских экологов научного Олимпа, сократив его с работы в РАН.

Литература

1. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.

2.   Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., ЛЕНАНД, 2012.

3. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма М., ИНФРА-М, 2022.
     4.
https://ekogradmoscow.ru/eko-blog/sotsiogumanizm-c-vladimirom-golubevym.

5. Горшков В.Г. Физические и биологические основы жизни. М., ВИНИТИ, 1995.

6. Данилов-Данильян В.И., Горшков В.Г., Арский Ю.М., Лосев К.С. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия. М., ВИНИТИ, 1994.

7. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч. и др. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват, что делать? МНЭПУ, 1997.

8.   Голубев В.С. Гармония спасет мир. М., ЛЕНАНД, 2017.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить