Эксперты обсудили будущее российских ESG-рейтингов

Эксперты обсудили будущее российских ESG-рейтингов - фото 1В рамках заседания Комитета по экологии и охране окружающей среды эксперты обсудили перспективы российских ESG-рейтингов и существующие методики оценивания устойчивых компаний

В заседании приняли участие ведущие рейтинговые агентства, некоммерческие отраслевые ассоциации, устойчивые бизнес-корпорации и профильные НКО: РУСАЛ, Северсталь, АМР, Лига зеленых брендов, АКРА, Эн+ Group и многие другие.

Эксперты отметили, что в данный момент в России единых ESG-критериев оценки пока не существует:
«Мы видим, что методология очень часто сильно различается у различных провайдеров – не только при сравнении отечественных и международных, но и внутри России, а детальное обоснование оценки вообще недоступно для компаний-участниц. В том числе это касается и применяемой агентствами методологии оценки экологических проектов, которые оказывают влияние на общие оценки и которым мы уделяем серьезное внимание в рамках нашей ESG-трансформации. В этом контексте мы надеемся, что введение в конце прошлого года модельной методологии Банка России в отношении ESG-рейтингов сблизит рейтинговые оценки компании, получаемые у российских агентств» - отметил Илья Пестриков, начальник отдела нефинансовой отчетности и мониторинга РУСАЛ.

Решением актуальной для рынка проблемы занимаются Лига зеленых брендов совместно с Роскачеством – с октября 2021 года они ведут совместную работу над национальным зеленым стандартом, который позволит установить единую систему критериев оценки устойчивости бренда/компании. Утвердить стандарт планируется к лету 2024 года.

«Роскачество совместно с Лигой зеленых брендов продолжает работу над разработкой национального зеленого стандарта ГОСТ Р "Устойчивое развитие бренда и предприятия. Общие положения и критерии оценки". Данный ГОСТ будет служить важным инструментом, позволяющим оценить и классифицировать предприятия по их вкладу в устойчивость окружающей среды и общества в целом. Система оценки будет прозрачной и справедливо учитывающей аспекты экологической, социальной и экономической устойчивости по результатам многофакторного анализа» - Директор Департамента проектов устойчивого развития «Роскачества» Александр Чумак прокомментировал партнерство с Лигой зеленых брендов в рамках разработки национального зеленого стандарта. Согласно Александру Чумаку, ГОСТ и его реализация могут стать эффективными инструментами для стимулирования предприятий к устойчивому развитию и созданию брендов с положительной экологической и социальной репутацией.

В основу национального зеленого стандарта легла методология, разработанная ДРТ специально для рэнкингов Лиги зеленых брендов, в рамках которых устойчивые бренды и компании проходят ESG-оценку уже третий год подряд.

Руководитель Лиги зеленых брендов Вера Струкова прокомментировала опыт объединения по оценке устойчивых производителей в текущей повестке: «Третий год Лига зеленых брендов публикует рэнкинги российских устойчивых компаний. Мы активно адаптируемся к изменяющимся законодательным и рыночным условиям, что является важным шагом для поддержания релевантности и достоверности наших рэнкингов. Сохранение высокого уровня и глубины оценки помогает поддерживать объективность и доверие к нашим инструментам оценки, что важно для компаний, инвесторов и общества в целом. Такие усилия способствуют развитию прозрачности и ответственности бизнеса, а также помогает компаниям внутри России сохранить конкурентоспособность на мировом рынке, обеспечивая соответствие международным стандартам устойчивого развития».

Согласно докладу Веры Струковой, объективность рэнкингов Лиги складывается из следующих принципов:

- Верифицируемость данных (при оценке проверяется наличие соответствующих подтверждающих документов);
- Согласованность методологий с общепринятыми системами раскрытия нефинансовой информации, международными методиками оценки климатических действий компаний;
- Единый подход в логике вопросов, от общего к частному, который помогает сравнивать оценки компании внутри отрасли, так и всех участников рейтинга.

Несмотря на необходимость совершенствования существующих методологий, ведущие российские производители продолжают активно участвовать в рейтинговании:

«Для нас ESG-рейтинги и конкурсы – возможность посмотреть на то, что происходит в отрасли, получить независимую оценку нашей деятельности в области устойчивого развития. В течение последнего года РУСАЛ принял участие в ряде российских и международных ESG-рейтингов и рэнкингов, сохранив или улучшив позиции, а в перспективе мы готовимся впервые получить ESG-рейтинг на рынке Китая» – прокомментировал Илья Пестриков, начальник отдела нефинансовой отчетности и мониторинга РУСАЛ.

«Эн+ без преувеличения является одним из лидеров ESG- повестки в стране. В 2022 году мы направили только на экологические проекты более 16,6 млрд рублей. Мы видим, что усилия компании получают достойную оценку экспертного сообщества. Так, например, в январе этого года Эн+ был присвоен рейтинг ESG-A в соответствии со шкалой Банка России российским рейтинговым агентством «Эксперт». В целом мы заинтересованы в развитии рынка ESG-рейтингов в России, в формировании прозрачных и объективных методик оценок. Представители Эн+ активно участвуют в публичных обсуждениях по формированию методологий присвоения ESG оценок. Кроме того, ежегодно мы улучшаем качество раскрытия информации в области устойчивого развития» – прокомментировала Полина Чернова, руководитель направления, отдел по связям с инвесторами и ESG, En+ Group.

О ЛИГЕ ЗЕЛЕНЫХ БРЕНДОВ
Лига зеленых брендов — объединение компаний/брендов, внедряющих в свои бизнес-модели принципы устойчивого развития. Лига — это одновременно методологический центр и коммуникационная площадка для бизнеса, на которой в рамках открытого диалога бизнес может найти оптимальные для повседневной практики пути трансформации деятельности в контексте устойчивого развития.
Лига зеленых брендов была создана в 2019 году по инициативе компании Unilever совместно с коммуникационной экосистемой, поддерживающей развитие отрасли УР в России, — Проектом +1. На этапе создания Лиги ДРТ разработала двухэтапную методологию оценки уровня устойчивого развития для крупного бизнеса. Данная методология учитывает ключевые международные показатели; прохождение оценки уровня соответствия экологическим, управленческим и социальным критериям данной методологии позволяет компании или бренду стать членом Лиги зеленых брендов. На данном этапе методология передана Роскачеству и легла в основу разработки Национального стандарта и Зеленого сертификата.
В 2021 году ДРТ разработала для Лиги зеленых брендов методологию оценки уровня устойчивого развития для малого и среднего бизнеса (МСБ) в цепочке поставок.
В 2022 году Лига зеленых брендов разработала методологию оценки климатической ответственности совместно с «КарбонЛаб» и ДРТ. В дальнейшем эту методологию планируется положить в основу Национального углеродного стандарта.
Общее количество участников Лиги составляет 49 компаний/брендов
www.greenbrands.ru

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить