Мировоззрение и здоровье

Мировоззрение  и  здоровье - фото 1Согласно широко известной «формуле здоровья» Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье человека в основном (на 50-55%) определяется его образом жизни (а также факторами окружающей среды, наследственностью и состоянием системы здравоохранения – соответственно, на 20-25%, 15-20% и 10-15%).


Размышляя над этой формулой, нельзя не задаться рядом вопросов. Какой показатель считать за обобщенную характеристику здоровья? Что такое здоровый образ жизни (не интуитивно, а с точки зрения научных критериев здоровья)? Как экономика и экология влияют на здоровье? Какая связь между здоровьем и мировоззрением? Наконец, как все-таки прожить максимально долгую активную жизнь?
Последовательного, системного ответа на эти вопросы в науке о здоровье – валеологии – нет. На наш взгляд, это связано с отсутствием физической теории жизни, на основе которой указанные вопросы решались бы объективно. Часто же применяемый в науке индуктивный метод – от наблюдаемых частных закономерностей к их обобщению (яркий пример – «формула здоровья») – не лишен субъективности и потому не дает полное знание. Некоторые факторы при этом могут быть преувеличены, тогда как другие не учтены. Индуктивный метод следует контролировать и корректировать дедуктивным – от общего к частному, от физической теории жизни к факторам здоровья.
Важный эмпирический факт, который требует научного анализа, следующий. В мире начиная с уровня валового внутреннего продукта (ВВП) порядка 15 тысяч долларов на человека в год (уровень Испании), дальнейший рост ВВП слабо влияет на среднюю продолжительность жизни. Сверхпотребление нерационально. Не давая существенного прироста гуманитарное компоненты жизни (не только ее продолжительности, но и качества), сверхпотребление ведет к истощению ресурсов Земли – фактически, жизни за счет будущих поколений.
Поставленные вопросы решаются с позиций учения о человеческом капитале [1,2]. Человеческий капитал – богатство, заключенное в человеке; его «запас устойчивости», потенциал для совершения им работы. Это, наконец, некоторая условная «цена человека» или «цена жизни». Человеческий капитал выражается в стоимостных единицах (дол.). Социум в целом характеризуется величиной удельного человеческого капитала – в расчете на одного человека (дол./чел.).
Учение о человеческом капитале возникло на Западе. Но либеральную экономическую науку интересует в основном человек лишь как работник. Поэтому человеческий капитал рассматривается ею лишь как «цена» способностей, знаний и навыков человека, приобретенных им в течение жизни. В действительности, человек существо не только социальное, но и биологическое, и духовное. Поэтому в авторской интерпретации человеческий капитал является суммой трех составляющих (сопоставимых друг с другом): врожденного или витального капитала и приобретенных в процессе жизни – интеллектуального и духовного [1,2].
Витальный капитал характеризует изначальное богатство человека, его «запас устойчивости» с рождения; некоторую условную «стоимость» новорожденного. В нем (в форме структурной энергии) аккумулирована неизмеримая работа природы по становлению человека. Интеллектуальный капитал приобретается человеком в процессе жизни за счет воспитания, обучения, овладения профессией и т.п. Он характеризует качество человека как работника. Духовным капиталом человек обладает за счет внутренней работы над самим собой путем самосовершенствования и саморазвития. Он характеризует качество человека как носителя нравственности.
В процессе жизни человек расходует свой витальный капитал – тот изначальный «запас устойчивости», который он имеет с рождения. Витальный капитал, по существу, и есть самая обобщенная характеристика здоровья. А здоровый образ жизни отвечает минимальной скорости расхода по жизни витального капитала. Кроме того, он предполагает задействование обратной связи между витальным и духовным капиталами, отвечающей «Человеку Гармоничному» [1-3]. Эта связь уменьшает скорость расхода витального капитала и увеличивает продолжительность активной жизни.
«Человек Гармоничный» разделяет социогуманитарное мировоззрение «жизнь – высшая ценность бытия». Главное его богатство – единственная и неповторимая жизнь. Поэтому он осознанно бережно относится к своему здоровью. Он живет гармоничной жизнью. В его жизни имеет место « квазиравновесная стадия», на протяжении которой замедляется скорость расхода витального капитала. Это происходит за счет обратной связи между витальным и духовным капиталом. Рост духовного капитала, овладение социогуманитарным мировоззрением побуждает человека вести гармоничный образ жизни при котором «все в меру». Минимизация скорости расхода витального капитала и есть содержание гармоничного образа жизни.
Гармония означает оптимальное сочетания (по золотой пропорции: 0,38:0,62 или наоборот) в жизни человека материального и гуманитарного начал. Когда же человек стремится не к собственному развитию, а лишь к богатству или карьере, или другим внешним благам, то его жизнь дисгармонична. Богатства и карьеры ему всегда будет не хватать, его удел – вечная неудовлетворенность. Недаром ученые-психологи установили, что чувство удовлетворенности жизнью (а, следовательно, и счастье) мало зависит от внешних обстоятельств.
Гармония появляется, когда человек живет полной творческой жизнью, совершая наибольшую работу созидания. А это значит: максимально развивать себя; не только и не столько «брать», сколько «отдавать». «Человек Гармоничный» способен сполна осуществить свое жизненное предназначение: увеличить «запас устойчивости» жизни в целом, накапливать человеческий капитал социумов: прожить максимально полной жизнью – здоровой, долгой, творческой; отказаться от примата материального, зная, что счастье человека – по преимуществу в нем самом, а не во внешних обстоятельствах его жизни ( хотя при этом не исключается и важная роль материальных факторов).
Указанное имеет отношение не только к индивиду, но и к социумам в целом. Если главным приоритетом в них является материальное богатство, деньги, физический капитал, то их устойчивость иллюзорна, временна, преходяща. Власть денег неизбежно рождает хаос. В устойчивых социумах хаос уравновешен организованностью, порядком. Носителями организованности являются, в первую очередь, люди творческого труда. Общества, в которых эти люди не востребованы, неустойчивы. И так же, как в жизни индивида, так и в устойчивой жизни общества в целом необходимо гармоничное сочетание материального и гуманитарного начал, сочетание, дающее полноту жизни.
Образ, культура жизни – производная мировоззрения. Социогуманитарное мировоззрение и есть ключ к гармоничному образу жизни. К сожалению, существующая система воспитания и образования не справляется с задачей становления гармонично развитого человека, в котором гармонично сочетаются биологическое, социальное и духовное начала – витальный, интеллектуальный и духовный капитал. Преподавание в учебных заведениях отдельных дисциплин не связано единой идеей социогуманизма. Актуальным является реформирование существующей образовательной системы. Необходима новая целостная (синтетическая) система образования, выполняющая наиглавнейшую воспитательную функцию - становление социогуманитарной системы жизненных ценностей и приоритетов. Такая система предполагает гуманизацию естественных дисциплин. Центральное место в новом гуманитарном образовании занимает гармонология [2] - наука о гармонии в системе природа – человек – общество. На основе нее формируется научное мировоззрение.
Становление нового мировоззрения уже происходит. В развитых странах наблюдается тенденция перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, когда все большее значение приобретает развитие способностей человека, рост информации и знаний. Там же происходит падение престижа материального обогащения и обладания теми или иными вещами, растет престиж семьи. В дальнейшем появятся новые, пока еще неизвестные механизмы, с помощью которых богатые (страны, народы, люди) будут делиться с бедными. Быть просто богатым, без добровольного, осознанного выполнения социальной функции богатства – роста качества человека, человеческого капитала – станет сначала непрестижным, потом безнравственным. Особое значение для роста качества человека имеет культурный капитал – вся совокупность знаний гуманистической направленности.
Формирование нового мировоззрения происходит путем снятия установок либерализма [1-3]. На смену «диадной парадигмы» «борьбы» противоположностей (парадигмы предыстории) приходит «триадная парадигма» гармонического разрешения противоположностей (парадигма истоии). На смену антропоцентризму (принципу «человек – царь природы», «преобразования и покорения природы») идет установка социоприродной гармонии «не только природа для человека, но и человек для природы». Дарвиновская эволюционная парадигма «выживания наиболее приспособленных» замещается парадигмой устойчивого развития, основанного на механизмах взаимодополняемости и кооперации (в противовес конкуренции). На смену ноосфере идет гармосфера, сфера гармонии разума и чувства, человека и природы, науки и искусства. Свобода личности начинает рассматриваться как рост «запаса устойчивости» человека, а вседозволенность замещается сопряжением прав с обязанностями. Тем самым научные гении прошлого (Ф.Гегель, Ч.Дарвин, В.И.Вернадский) в прошлом и остаются. Современной науке их построения в целом не отвечают.
Установки социогуманизма во многом согласуются с установками религий мира [3]. Умеренность в аспекте материального богатства, доброта, справедливость, милосердие и прочие характеристики истинно верующего человека отвечают качествам «Человека Гармоничного». Тем самым установка религий – становление нравственного человека – получает своего рода научное обоснование, отвечая закону снятия либерального критерия развития (рост физического капитала – накопленного материального богатства) и утверждения критерия роста человеческого капитала. Недаром Папа Римский Иоанн-Павел II отметил, в связи с 350-летием смерти Галилея, что между наукой и религией нет противоречия.
Прогресс человека является прогрессом знаний об окружающем мире. На основе знаний о социуме исторически сформировалась социальная составляющая нравственности, касающаяся отношений людей друг с другом. Она выработана всей историей развития цивилизации и в кратком виде содержится в мировых религиях. Христианство в Ветхом Завете и в Нагорной проповеди Христа утверждает во взаимоотношениях между людьми принцип любви (а не права сильного, как в дарвинизме). Пожалуй, главный принцип нравственности глубже всех сформулировал Ф.М.Достоевский : «Всякий человек за всех и за вся виноват».
В последнее время в совокупности знаний об окружающей среде большое место начинает занимать экологическая составляющая нравственности. Согласно ей нравственно все то, что способствует сохранению жизни (в том числе, сотворчество человека с природой), безнравственно, что ее разрушает. Она дополняет христианскую нравственность и библейские заповеди.
Для роста качества человека и гармоничного образа жизни особое значение имеет духовный капитал, приобретаемый человеком на основе своей внутренней жизни, своего самосовершенствования. Если витальный и интеллектуальный капитал всегда положительные величины, то духовный может быть как положительным, так и отрицательным. Убийца или любой, кто не созидает, а разрушает, является носителем негативной духовности. Это относится не только к индивиду, но и к государству, и к нации в целом (пример, гитлеровская Германия). В ком негативная духовность перевешивает остальные составляющие человеческого капитала, так что его человеческий капитал становится отрицательной величиной, тот является носителем регресса и зла.
На житейском уровне хорошо известны два типа личностей. Один удерживает в себе, «сорбирует» в основном позитивное, «хорошее», в то время как негативное, «плохое» просачивается через него, как вода через сито, не задерживаясь, не оставляя следа. Это, по нашему мнению, тип позитивной духовности. И наоборот, человек негативной духовности видит во всем лишь «плохое».
По-видимому, большинство людей относятся к промежуточному типу нейтральной духовности, которые равно видят в жизни и «хорошее» и «плохое». Для них особенно важными становятся приобретенные факторы духовности, которые способны чашу весов как в сторону позитивной, так равно и негативной духовности. В этом случае большую роль приобретает качество информации, которую человек получает из окружающего мира и, в частности, из средств массовой информации [1].
Если информация позитивная, если в ней по преимуществу содержатся сведения о процессах созидания, сотворчества, любви, альтруизма, то это несомненно способствует росту позитивной духовности. И наоборот, преобладание негативной духовности (о процессах распада, агрессии, эгоизма) способствует утрате человеком позитивной духовности со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Нельзя идеологию, культуру пускать в «свободное плавание, в рынок. Вместе с тем, надо иметь ввиду и следующее: массированная идеологическая и культурная политика государства способна дать, в зависимости от ее направленности, рост как позитивной духовности (СССР), так и негативной (Германия, 30-40-е годы ХХ века, современная Украина).
Главный фактор здоровья, а следовательно, и долголетия – образ жизни, который зависит от самого человека. Здоровье в целом находится внутри нас самих, а не во внешних обстоятельствах жизни. Чтобы быть здоровым, надо жить гармоничной жизнью.

Литература

1. Бушуев В.В., Голубев В.С. Основы эргодинамики. М., ЛЕНАНД, 2012.
2. Голубев В.С. Основы экосоциогуманизма. М., ИНФРА-М, 2022.
3. Голубев В.С. Основы гармонологии. М., ЛЕНАНД, 2023.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Категория: Социогуманизм c Владимиром Голубевым
Опубликовано 14.03.2024 11:48
Просмотров: 173